Главная | Новости|Новости в городе|Как обстоят дела с преступностью, в том числе среди мигрантов? На этот и многие другие интересные вопросы отвечает прокурор

Как обстоят дела с преступностью, в том числе среди мигрантов? На этот и многие другие интересные вопросы отвечает прокурор

Как обстоят дела с преступностью, в том числе среди мигрантов? На этот и многие другие интересные вопросы отвечает прокурор
Наш собеседник - прокурор Ленинградской области Герман ШТАДЛЕР.

- Герман Владимирович! Год назад в интервью "Вестям" Вы говорили о том, что акцент в работе прокуратуры был перенесен на обеспечение законности в деятельности муниципалитетов. Остается ли эта задача приоритетной?

- Несомненно, эта задача оставалась приоритетной в 2013-м и останется таковой в наступившем - 2014 году, особенно с учетом содержания послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года.

В Ленинградской области, как и во всей стране идет реформа местного самоуправления, появляются новые муниципальные образования, по новому распределяются полномочия, проходят выборы в местные органы власти. Подобная процедура ожидает в новом году и органы местного самоуправления нашего региона.

Работа вновь избранных муниципальных органов власти потребует предметного надзорного сопровождения. Прежде всего, это касается вопросов распределения земельных и лесных ресурсов, законности расходования муниципальных бюджетных средств и средств, поступающих в муниципальные образования по различным программам из федерального и регионального бюджетов, законности предоставления различного рода льгот предпринимателям или же, наоборот, предотвращения возможных препятствий малому и среднему бизнесу.

Весь этот комплекс вопросов в последние годы находится под постоянным надзором прокуратуры. И кроме того мы ведем регулярный мониторинг проектов нормативных правовых актов, издаваемых муниципалитетами на предмет их коррупциогенности практически по каждому из проектов - даем соответствующие рекомендации и заключения. Вся перечисленная работа будет продолжена и в 2014 году.

- Как обстоят дела с преступностью в регионе, и в том числе с преступностью среди мигрантов?

- Состояние преступности в Ленинградской области характеризуется незначительным снижением числа зарегистрированных преступлений и ростом их раскрываемости. Следует отметить, что значительно меньше зарегистрировано тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья. Коэффициент уровня преступности на 100 тыс. населения за 11 месяцев 2013 года составил в регионе 1082,3. В среднем по России он значительно выше - 1426,4.

В структуре преступности, как и в прошлые годы, наибольшее количество составляют кражи, их рост отмечается в Бокситогорском, Всеволожском районах, в городе Сосновый Бор. Увеличилось количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. При этом, сегодня скоординированная совместная работа прокуратуры и правоохранительных органов региона направлена на решение, прежде всего, вопросов противодействия организованной преступности.

Должен согласиться с тем, что определенная доля всех совершенных преступлений приходится, в том числе на иностранных граждан, прибывших в наш регион на заработки. И это вызывает недовольство со стороны местного населения, а порой и националистические проявления со стороны наших граждан – призывы к насилию или конкретные незаконные действия в отношении мигрантов. Именно поэтому вопрос проявления «национализма» волнует нас не меньше, чем проблема роста незаконной миграции. Прокуратуре и правоохранительным органам все чаще приходится применять меры уголовно-процессуального принуждения в этой сфере правоотношений.

- В ряде районов области, имеющих общие границы с Санкт-Петербургом, отмечалась особая активность в противодействии преступным проявлениям. Чем это было вызвано?

- Действительно, в начале 2013 года по инициативе прокуратуры области было принято решение о необходимости применения комплексного подхода в решении наболевших проблемных вопросов одновременно по всем направлениям прокурорского надзора. В результате аппаратом и прокурорами крупных районов области были разработаны планы, так называемой декриминализации, которые включали конкретные надзорные мероприятия, в первую очередь на основе анализа публикаций в СМИ, обращений граждан и общественных организаций, касающихся деятельности органов муниципальной власти, различных подразделений федеральных структур, правоохранительных органов. Мероприятия проводились при непосредственном участии органов полиции и ФСБ. Все результаты нашей совместной работы доводились до сведения общественности через средства массовой информации и сайт прокуратуры.

Так, по результатам надзорных проверок, проведенных, в том числе с участием оперативных служб, ряд чиновников местного уровня были уволены со своих должностей. Во Всеволожском районе за нарушение установленных законом ограничений и запретов для муниципальных служащих по представлению прокурора прекращены полномочия главы муниципального образования «Дубровское городское поселение», сложил свои служебные полномочия глава администрации муниципального образования «Колтушское сельское поселение».

В отношении главы администрации города Луга по представлению прокурора комиссия по урегулированию конфликта интересов подтвердила факт недостоверности сведений, представленных в декларации, и предложила привлечь чиновника к дисциплинарной ответственности. Одновременно прокуратурой в следственные органы направлены материалы проверки для возбуждения уголовного преследования по фактам незаконного распоряжения муниципальным имуществом Лужского района.

В настоящее время продолжается расследование уголовного дела в отношении бывшего главы администрации Токсовское городское поселение Всеволожского района. Соучастник этого преступления уже осужден за посредничество во взяточничестве. В Василеостровском районном суде Санкт–Петербурга продолжается слушание уголовного дела в отношении бывшего главы администрации Ломоносовского района Ленинградской области.

Глава администрации муниципального образования "Ропшинское сельское поселение" Ломоносовского района был задержан за получение взятки, а впоследствии арестован судом, по делу в настоящее время проводится предварительное расследование. Помимо этого, следственным управлением следственного комитета и следственной частью ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области расследуется целый ряд других значимых уголовных дел в отношении должностных лиц, в том числе по коррупционным составам преступлений.

Всеволожским городским судом вынесен приговор главе администрации Всеволожского района за превышение своих служебных полномочий и причинение телесных повреждений гражданам, пришедшим на личный прием.

Всего же судами области рассмотрено около 70 уголовных дел в отношении целого ряда должностных лиц за совершенные деяния.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что такой подход в осуществлении прокурорского надзора позволил нам получить конкретные значимые результаты и в наступившем году мы продолжим активную работу по декриминализации отдельных районов области в целях стабилизации обстановки в регионе в целом. Активизация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью повлияла в свою очередь на усиление роли государственного обвинения, функции которого также возложены на органы прокуратуры. За год городскими и районными судами с участием государственных обвинителей рассмотрено около 7 тыс. уголовных дел в отношении 7,5 тыс. лиц, вынесено около 5 тыс. обвинительных приговоров по преступлениям различной степени тяжести.

Ленинградским областным судом было рассмотрено более 40 уголовных дел только по тяжким и особо тяжким преступления, судом присяжных при активной роли прокуроров вынесены обвинительные вердикты по 11 делам. Осужденные приговорены к длительным срокам лишения свободы. Таким образом, был реализован один из основных принципов противодействия криминалу – неотвратимость наказания. Помимо этого, по апелляционным представлениям государственных обвинителей областным судом отменено 11 незаконных оправдательных приговоров, вынесенных нижестоящими судами, как например, приговор в отношении главы администрации Колтушской волости Всеволожского района. Уже сегодня часть этих уголовных дел повторно рассмотрена в судах и по ним вынесены справедливые обвинительные приговоры. Такое положение дел, несомненно, позитивно сказывается на авторитете правоохранительных органов и судебной власти в глазах наших граждан.

- В истекшем году руководством страны значительное внимание было обращено работе с обращениями граждан. Власть ждет от людей активности и откровенного разговора. Каким образом прокуратура участвует в этом процессе?

- Начнем с того, что одна из основных функций органов прокуратуры сегодня – это ее правозащитная деятельность в сфере обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина. А это, прежде всего, многогранная работа по рассмотрению обращений граждан. Можно с уверенностью сказать, что подавляющая часть прокурорских проверок и надзорных мероприятий проводятся именно на основании информации о нарушениях закона, полученной от граждан. Всем понятно, что лечение болезни происходит эффективнее, когда сам пострадавший указывает на больное место и правильно описывает симптомы. Сигналы от населения это самый верный и необходимый источник информации о нарушениях законов, требующих вмешательства прокуратуры. Только за истекший год на личный прием в органы прокуратуры обратилось около 6,5 тыс. граждан, из них 2 тыс. в аппарат прокуратуры области. Кроме того, свыше 33 тыс. письменных обращений, из них в аппарат – более 7 тыс. Все они были рассмотрены прокурорами, и еще 10 тыс. жалоб и заявлений были переданы в другие уполномоченные органы для разрешения.

В большинстве случаев итогом рассмотрения таких обращений стали акты прокурорского реагирования. Только в гражданские суды прокурорами подано почти 9 тыс. исков и заявлений о выдаче судебных приказов, при этом 90% из них иски в защиту интересов неопределенного круга лиц и конкретных граждан. В гражданском судопроизводстве успешно решались вопросы по целому ряду проблемных вопросов в социально-экономической сфере, прокурорами дано более 3 тыс. заключений по гражданским делам обязательной категории. Это, в основном, споры о восстановлении на работе и выплате заработной платы, социальных пособий, защита жилищных, пенсионных прав социально незащищенных категорий граждан - пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних и многие другие проблемы. Прокурорами было подано в суды около тысячи исков и заявлений о взыскании заработной платы на сумму свыше 39 млн. рублей, из них реально уже погашена задолженность в размере свыше 25,5 млн. рублей. Также по искам прокуроров в доход государства взыскано более 1 млн. рублей от незаконных лесных порубок.

- Вернемся к чиновникам и контролю за их работой. Насколько успешной была в минувшем году борьба с коррупцией? Что, с Вашей точки зрения, необходимо менять в законодательстве, чтобы если не ликвидировать, то существенно сократить коррупцию?

- Я убежден, что в действующем законодательстве есть абсолютно все инструменты, необходимые для борьбы с коррупцией. Вопрос только в эффективности их использования, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях. В качестве примера могу привести ситуацию с декларациями о доходах чиновников. К сожалению, проверки этих деклараций кадровыми подразделениями органов власти ведутся недостаточно эффективно. В результате у правоохранительных структур появляются вопросы к целому ряду нерадивых чиновников. Несоответствие декларации служащего реальному положению вещей может возникнуть по разным причинам, в том числе из-за того, что чиновник намеренно не указал в ней, например, свое участие в качестве учредителя в коммерческих организациях или скрыл часть своих доходов. К сожалению, зачастую до вмешательства прокуратуры никто этим вопросом не задавался.

Кроме того, должна четко работать система определенного законом ведомственного контроля и при заключении чиновниками государственных контрактов, проведении конкурсов и аукционов. Эта сфера правоотношений сегодня требует особого внимания, как наиболее коррупциогенная.

И не нужно постоянно говорить о борьбе с коррупцией. Надо просто неукоснительно и повсеместно применять и исполнять антикоррупционные законы. Кстати, это сегодня непреложное требование Президента России.

Контроль за соблюдением антикоррупционных законов должен быть повсеместным. Начинаться он должен с рядового чиновника и дальше идти по цепочке. К сожалению, в настоящее время региональная власть не всегда располагает необходимыми инструментами для контроля за чиновниками муниципального уровня. А вот здесь как раз, еще нужны определенные изменения в законодательстве, как в федеральном, так и в региональном. И соответствующие предложения на своем уровне мы готовы внести в качестве законодательной инициативы.

- Появились ли в органах прокуратуры какие-либо новые направления надзора, исходя из вызовов времени?

- Конечно, 2013 год принес новые тенденции, которые не могли не отразиться на нашей работе: речь идет, прежде всего, о миграционных процессах и проблемах в межнациональных отношениях, затронувших многие регионы России, в том числе, и Ленинградскую область.

Массовый приезд мигрантов вызывает определенные проблемы во взаимоотношениях и с местным населением и с органами власти. Сегодня крайне необходим контроль и за пребыванием мигрантов, и за правопорядком в местах их размещения. Разный менталитет, различная конфессиональная принадлежность заставляют нас особенно внимательно относиться к проблемам межнационального общения, толерантности во взаимоотношениях между различными слоями населения. Запретить приезд граждан из стран СНГ нельзя, а значит, надо обеспечить такое правовое регулирование, когда бы закон исполнялся в полной мере и теми, кто приезжает, и коренным населением.

К сожалению, органы муниципальной власти не всегда понимают, что обеспечение законности в местах пребывания мигрантов - их прямая обязанность. А между тем они обязаны жестко контролировать предприятия и работодателей, использующих труд мигрантов, и при этом требовать от руководителей неукоснительного соблюдения законности, особенно в сфере трудовых и миграционных правоотношений. К сожалению, эта система в полной мере еще не заработала, и на ее совершенствование в 2014 году будут направлены усилия всех контролирующих и надзорных органов.

- Будет ли прокуратура жестче контролировать предприятия на предмет законности использования труда мигрантов?

- Безусловно. В ходе совместных мероприятий с органами УФМС и ГУ МВД по Ленинградской области мы еще до настоящего времени, регулярно выявляем предприятия и организации, использующие труд иностранных граждан без надлежаще оформленных документов и разрешений. К сожалению, еще далеко ни все руководители четко исполняют требования закона о согласовании с миграционной службой всех необходимых вопросов при трудоустройстве мигрантов. Поэтому акцент ответственности сегодня смещен в сторону работодателей, которые должны следить за условиями проживания мигрантов, за соблюдением в отношении них трудового законодательства, обеспечением их безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия. С целью выявления и предотвращения нарушений в данной сфере прокуратурой области в 2013 году создан полный реестр предприятий Ленинградской области, на которых используется иностранная рабочая сила. Комплексные проверки этих организаций позволили выявить целый ряд нарушений действующего законодательства как в отношении работодателей, теперь обязанных по решениям судов к выплате многомиллионных штрафов, так и в отношении самих мигрантов, привлеченных к административной ответственности в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

Уверен, когда в полную силу заработает единый, отлаженный механизм, обеспечивающий законность при использовании иностранной рабочей силы, исчезнут и предпосылки к межнациональным конфликтам, межнациональной нетерпимости. На это сегодня направлены совместные усилия и органов власти региона, и правоохранительных структур. Этот же ориентир в государстве Президентом России сегодня определен для всех муниципальных и региональных органов власти. Как известно, именно поэтому совсем недавно главой государства подписан Указ о персональной ответственности руководителей органов местного самоуправления за нарушение или несоблюдение законодательства, которые могут повлечь за собой межнациональные конфликты.

- Какие районы области сегодня на особом контроле в плане незаконной миграции и межнациональных проблем?

- Наиболее сложная ситуация в преимущественно промышленных районах и в приграничье: во Всеволожском, Гатчинском, Ломоносовском, Кингисеппском, Выборгском, Тосненском районах. Там, где в большей степени используется труд иностранных рабочих, там оответственно и больше проблем. При этом с работодателей, нарушающих миграционное законодательство, по требованию прокуратуры взыскиваются штрафы в размерах от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Так, например, только в декабре 2013 года вступили в силу решения суда о наложении штрафа в размере 5 млн. рублей в отношении одной из строительных организаций Тосненского района.

- Как в этом году область вошла в отопительный сезон? В прошлые годы прокуратуре приходилось активно вмешиваться в этот процесс. Что-то изменилось?

- В этом году область вошла в отопительный сезон достаточно спокойно. Сказалось, в том числе и то, что в предыдущие два года прокуратура активно, совместно с Правительством области контролировала этот процесс, к нерадивым чиновникам муниципалитетов применялись все меры реагирования вплоть до возбуждения уголовных дел. Сегодня в целом регион к отопительному сезону был подготовлен вовремя.

Мы продолжаем держать руку на пульсе: прокурорам в районах поставлена задача вести постоянный мониторинг ситуации, обобщать информацию, незамедлительно реагировать на жалобы граждан. На каждое обращение жителей в прокуратуру идет немедленная реакция в виде выездной проверки. Надзорный орган на месте разбирается, кто сорвал ту или иную процедуру, связанную с отопительным сезоном. После этого принимается целый комплекс мер прокурорского реагирования вплоть до инициирования судебного решения об обязании органов местного самоуправления исполнить свои полномочия в полном объеме и возбуждения вопроса об уголовном преследовании.

- В наступающем году предстоят выборы в органы местного самоуправления. Как к ним готовится прокуратура?

- Обеспечение законности в период выборов для нас - процесс не новый. На период их проведения в прокуратуре создается специальная рабочая группа, которая будет взаимодействовать с избирательными комиссиями. В обязательном порядке будут проводиться проверки всех кандидатов на предмет того, имеют ли они право по закону быть выдвинутыми, не имеется ли у них каких-либо ограничений. Разумеется, прокуратура будет контролировать соблюдение законности и непосредственно в момент проведения выборов, реагируя на все жалобы и обращения граждан, в целях обеспечения всех гарантированных законом прав избирателей и кандидатов.

- Важный аспект в работе местных органов власти (да и не только местных) – открытость и доступность. Сегодня и федеральное и областное Правительство осуществляют официальное опубликование своих правовых актов в сети Интернет. Аналогичная возможность появилась и у органов МСУ. Были внесены поправки в Закон о СМИ, сетевые издания сегодня приравнены к печатным, в том числе и в части официального опубликования правовых актов. К сожалению, на местах не все еще знают об этой возможности и высказывают сомнения в легитимности таких публикаций, хотя на этот счет было разъяснение прокуратуры Ленинградской области. Не могли бы Вы еще раз прояснить ситуацию с официальным опубликованием правовых актов в сетевых изданиях?

- Вопрос абсолютно своевременный. Жизнь не стоит на месте, технический прогресс влияет на развитие средств массовой информации. Появляются такие новые понятия, как «сетевое издание» и они уже четко отрегулированы законом. Соответственно, информация о законодательных актах может распространяться и в печатном виде, и по сети «Интернет», что сегодня прямо регламентируется законом. Министерства, федеральные ведомства публикуют свои нормативные правовые акты и на сайтах, и в сетевых изданиях, и в печатных СМИ. На муниципальном уровне этот процесс также определяется Уставом муниципального образования и соответствующим законом регионального или федерального уровня. Полагаю, что на территории Ленинградской области этот опыт должен также применяться в полном объеме. Я думаю, что постепенно все органы региональной и муниципальной власти перейдут к публикации своих правовых актов на соответствующих интернет-ресурсах - в сетевых изданиях. Закон здесь четко все определяет и по этому поводу мы уже давали соответствующие разъяснения работающим в регионе федеральным органам, региональным и муниципальным властям. Главный принцип, который должен быть при этом обеспечен, общедоступность информации для всех категорий граждан.

- Что изменилось в самой прокуратуре Ленинградской области за последний год? Продолжилось ли обновление кадров?

- Обновление происходило в штатном режиме. Сотрудники профессионально растут, ряд из них переходят на другие направления государственной службы, в том числе не связанные с правоохранительной и надзорной деятельностью. Им на смену из кадрового резерва приходят новые подготовленные специалисты. Это – нормальный процесс.

В минувшем году были полностью укомплектован руководящий состав прокуратуры области, назначены первый заместитель и еще два заместителя прокурора Ленинградской области.

Недавно назначенный первым заместителем прокурора Ленинградской области государственный советник юстиции третьего класса Дибиров Магомед Дибирмагомедович имеет большой опыт работы, он служил, в том числе в горячих точках: в Афганистане и на Северном Кавказе. Заместитель прокурора области Ерофеев Владимир Петрович переведен к нам на работу с Севера нашей страны. Он также обладает большим опытом работы в различных субъектах, в том числе с непростой криминальной обстановкой. Еще один заместитель Никитин Константин Васильевич ранее проходил службу на Урале и на Северном Кавказе. Все они сотрудники прокуратуры с многолетним прокурорским стажем работы и прибыли в Ленинградскую область с большим желанием работать. Думаю, их вхождение в коллектив, и ознакомление с ситуацией в регионе в целом, пройдет достаточно быстро.

Также в минувшем году были назначены новые прокуроры в целом ряде районов Ленинградской области - Ломоносовском, Гатчинском, Лужском. Это плановая ротация кадров, преследующая, в том числе, и антикоррупционные задачи. Вновь назначенный сотрудник способен и обязан свежим взглядом смотреть на весь спектр проблемных вопросов состояния законности и правопорядка и максимально ответственно работать на этом новом направлении.

- На какие новые вызовы времени сейчас приходится отвечать прокуратуре? Что, как Вам кажется, будет главным в работе прокуроров в 2014 году? Изменятся ли приоритеты? Видны ли уже сегодня какие-то новые проблемы, которыми надо заняться прокуратуре?

- Думаю, что основной вызов времени - это проблемы, связанные с кризисными явлениями в мировой экономике и в стране, которые прослеживаются в последнее время, и о которых сегодня открыто говорят и Правительство Российской Федерации, и Президент страны. С проявлениями экономического кризиса предстоит бороться всем органам власти и, безусловно, в этой сфере потребуется надзорное сопровождение со стороны прокуратуры.

Там, где предполагается сокращение финансовых ресурсов, в еще большей степени возникает необходимость контроля за законностью и сохранностью при распоряжении бюджетными средствами. Таким образом, это направление надзорной деятельности становится приоритетным.

Второй вызов времени - это необходимость противодействия экстремистской угрозе, обеспечение стабильности в сфере межнациональных отношений и законности всех миграционных процессов на территории Ленинградской области.

Кроме того, нам предстоит познакомиться и выстроить отношения с новыми советами депутатов и администрациями, которые появятся в муниципалитетах по итогам выборов. Конечно, от муниципальных органов нового созыва также будет требоваться неукоснительное соблюдение законов Российской Федерации. Уверен, что с учетом уже имеющегося у муниципальных и региональных руководителей опыта, наше взаимодействие будет эффективным.

Наступивший 2014 объявлен годом культуры, поэтому в Ленинградской области нами будет продолжена реализация всего комплекса надзорно-профилактических мероприятий «Наследие» в целях сохранения объектов нашего культурного наследия.

- Ваши пожелания работникам прокуратуры в канун профессионального праздника - Дня работника прокуратуры РФ.

- Хочу пожелать всем работникам прокуратуры здоровья, благополучия в доме, успехов в служебной деятельности и дальнейшего профессионального роста. От нашей работы сегодня зависит очень многое в процессах развития государства и общества.

Особые пожелания и поздравления хотелось бы адресовать нашим ветеранам - без их огромного опыта наша сегодняшняя служба была бы во сто крат сложнее.

С праздником, дорогие коллеги!

Источник: http://lenoblinform.ru/
Поделиться: 
Комментарии (0)

Другие новости этой рубрики

Условия и стоимость размещения рекламы

Голосование

Какой из кингисеппких интернет-провайдеров, по вашему мнению, самый лучший?
  
Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Полезные сервисы и ссылки портала