160 лет назад в России завершилась геральдическая реформа, 11 апреля 1857 года император Александр II официально утвердил обновленный государственный герб России.
Иллюстрируя события Февральской революции, столетие которой Россия отмечает в этом году, художники часто изображают типичную сцену: восставшие прикладами винтовок сбивают с крыш и фасадов зданий двуглавых орлов. Сто лет назад герб Российской империи в массовом сознании ассоциировался с династией Романовых, свержение которой стало одним из главных итогов той «бескровной» революции. Сбрасывая геральдических орлов на мостовые, жители Петрограда едва ли задумывались, что фактически уничтожают многовековую государственную символику своей страны. Так в феврале 1917 года был совершен акт государственного самоубийства. С тех роковых дней начинается история новой русской смуты, погубившей великую державу и миллионы ее подданных.
Первым полетел сокол
Древние правители довольно часто использовали изображение хищной птицы в качестве государственной символики. Не стали исключением и создатели Государства Российского. Родовым знаком князя Рюрика был сокол, пикирующий на добычу. Он-то и стал первой государственной эмблемой Древней Руси. В 2008 году во время раскопок на Земляном городище Старой Ладоги (Ленинградская область), по праву считающейся первой русской столицей, была обнаружена глиняная литейная форма конца второй четверти X века с этим изображением. Ряд историков полагает, что этот «сокол» постепенно трансформировался в «двузубец», а потом и в «трезубец», встречающийся на монетах и печатях времен Владимира Красно Солнышко и его сыновей. После сравнительно краткого киевского периода этот княжеский символ уже не использовался, уступив место новым образам. Так, на печати московского великого князя Василия II Васильевича Темного изначально был изображен лев, терзающий змею (лев — символ очередной столицы Руси, города Владимира). В конце XV века, при сыне Василия великом князе Иване III был избран новый державный символ – «ездец», употреблявшийся на Руси и ранее.
Через некоторое время в качестве официального символа Российской державы Иван III, принявший титул «Государя Всея Руси», избрал двуглавого орла. Это был символический акт, закреплявший преемственность Руси по отношению к православной Византии, погибавшей под натиском турок. У Ивана III был веский повод – он был женат на гречанке Софии Палеолог, происходившей из последней восточноримской династии.
Приключения геральдического орла
Полноценным государственным гербом двуглавый орёл становится при царе Иване Грозном. Таким образом, наглядно утверждалась сформулированная тогда доктрина «Москва – Третий Рим», согласно которой столица России являлась прямой наследницей Царьграда (Константинополя) и собственно, Древнего Рима. Герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем всадником, поражающим змея. Также появляется православная символика, отражающая роль официальной религии.
При Борисе Годунове двуглавый орёл изображается с тремя коронами, означавшими присоединенные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Во времена царя Алексея Михайловича орёл получает символы власти: скипетр и державу.
Шли века, и внешний вид государственного герба претерпевал изменения в соответствии с идеями и вкусами новых времен. Например, Павел I повелевает включить в российский герб Мальтийский крест. После смерти императора один за другим появляются новые варианты герба: количество корон менялось, в когтях орла то появлялись молнии, то возникал пылающий факел. Николай I утверждает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором, официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический (Крымский) и Финляндский.
Окончательный вариант государственного российского герба принимает сын Николая Александр II. К 11 апреля 1857 года был разработан целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы. Вплоть до самой Февральской Революции главный символ России существенно не менялся, разве что при императоре Александре III добавится герб Туркестана.
После уничтожения монархии в 1917 году двуглавый орел лишился всех символов императорской власти – корон, скипетра и державы. С груди орла исчезло изображение Георгия Победоносца. В шутку обыватели называли новый герб «курицей». Наряду с ней на деньгах Временного правительства зачастую изображалась и свастика. Между тем принятие новой государственной символики было решено отложить до созыва Учредительного собрания. Но в результате Октябрьской революции страна получила совершенно новую государственную символику. В ней не было ничего от многовековых традиций страны, она воплощала идеологические основы нового пролетарского государства. Серп и молот, сноп пшеницы и земной шар должны были означать прославление труда и дружбу народов.
Старый новый символ
Двуглавый орел вернулся на свое законное место в 1993 году. В условиях постперестроечной разрухи воссоздание символов Государства Российского во многих вселило надежду на возрождение его былой славы. 8 декабря 2000 года Федеральный конституционный закон о гербе Российской Федерации был принят
Государственной Думой, 20 декабря одобрен Советом Федерации, 25 декабря – подписан новым Президентом России Владимиром Путиным.
Сегодня двуглавый орел – официальный государственный символ Российской Федерации, один из главных государственных символов страны, наряду с Государственный флагом и Государственным гимном России. Современный российский герб в целом не отличается от герба Российской Империи, утвержденного при Александре Освободителе 160 лет назад. Между тем, старое изображение обогатилось новой символикой. Так, сам двуглавый орел являет собой символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России. Короны над головами означают суверенитет страны, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник, поражающий дракона – не только эмблема столицы, но и древний символ победы над злом, готовности всего народа защитить свою свободу и независимость.
Андрей Сенцов