14 апреля в 12.00 у гостиницы Витязь состоится торжественно-траурное мероприятие по передаче останков летчиков ПЕ-2, погибших под Нарвой в 1944 году. Поисковикам клуба «Камерад» удалось установить личности экипажа:
- летчик, гв.мл.лейтенант Кузнецов Павел Федорович, 1923 г.р.,
- штурман самолета, гв.мл.лейтенант Рогов Константин Александрович, 1921 г.р.,
- воздушный стрелок-радист, гв. мл.лейтенант Фадеев Афанасий Александрович, 1921 г.р.
Приглашаем жителей города принять участие в данном мероприятии.
История пикирующего бомбардировщика.
Поисковый клуб «Камерад» приступил в начале января 2014 года к работам по раскопкам по извлечению Советского бомбардировщика ПЕ-2 и его экипажа, погибшего под Нарвой в 1944 году.
Первоначально не было точно известно: то что самолет именно ПЕ-2, а так же время его гибели, не было известно и то, что покинул ли самолет его экипаж или в самолете могут быть останки летчиков.
Первые попытки найти самолет относятся к 1990 году, когда Павел Стиммер с энтузиастами — М. Светлышенко, А. Свободиным и А. Мазановым, собирали информацию о местонахождении упавшего самолета.
Предварительная информация, собранная из рассказов местных жителей, грибников и охотников, сводилась к тому, что они видели торчащий из земли остаток хвоста самолёта, на котором была обозначена звезда. Более точную информацию удалось получить из уст лесника, жившего в то время возле Нарвского разреза.
Поисковики вышли на указанное лесником место и увидели болотистую и заросшую порослью местность, рядом с которой была проведена канава. Видимо, во время ее расширения в 80-х гг., экскаватор просто прошёл по остаткам хвостовой части самолета. Так что никаких возвышающихся над землей остатков хвостовой части самолета не было обнаружено. Такая ситуация значительно осложняла возможность найти точное место падения самолета. Стало очевидным, что без дополнительного оборудования не обойтись и поиски пришлось остановить.
Когда – теперь уже у клуба «Камерад», в 2010 году появилось оборудование, то поисковики вновь занялись поиском самолета. П.Стиммер рассказал, что:»… в течении последующих трех лет ежегодно снаряжались экспедиции, но ландшафт и ориентиры за 20 лет изменились до неузнаваемости. Проведенные в 90-х и 2000-х годах мелиорация и вырубки сильно осложнили поиск места первых раскопов, следы которых к этому времени полностью исчезли. Но наконец, нам посчастливилось осенью 2013 года обнаружить в этом районе фрагмент самолетного бензобака. Мы пошли по «алюминиевому следу» и вскоре вышли на искомое место…»
В ходе предварительных поисков приборы показали большое скопления рваного алюминия и скопление железа. Магнитометр обнаружил два больших предмета, находящихся, примерно, на расстоянии 5-6 метров друг от друга.
Собранная с верхнего слоя почвы аллюминиевая обшивка самолета местами сохранила окраску, что позволило определить принадлежность самолета – как советского.
Полномасштабные раскопки начались зимой. Это объясняется тем обстоятельством, что необходимо было дождаться промерзания грунта, так как транспортные средства не могли проехать по болотистой месности. Поисковики проложили от ближайшей грунтовой дороги к месту раскопок временный настил из бревен протяженностью – ок. 250 метров. Для того чтобы обеспечить промерзание «дороги» пришлось заливать ее водой с помощю помпы. Когда экскаватор стал снимать верхний слой, то сразу, на глубине 1,5 м, была обнаружена первая находка –лопасть от винта.
После обнаружения первого редуктора винта стал известен номер, который дублируется с номером двигателя.
Даниил Галицкий с Ильей Прокофьевым — поисковиком из профильного форума, который, основываясь на номере редуктора винта, стал выяснять в архивах ЦАМО бортовой номер самолета. Д.Галицкий уточнил, что «…Было одно сомнение, так как в то время часто ремонт происходил в полевых условиях и замена двигателей могла осуществляться без внесения записи в регистр. И бывало, что на одном самолёте в краткий период было установлено по 3-4 двигателя, а потом они могли быть переустановлены на другие самолёты. Это существенно снижала возможность связать экипаж с конкретным самолётом. Но сомнения исчезли через пару дней после обнаружения второго редуктора. По актам за 1944 год именно эти два номера были на нашем ПЕ-2».
В результате совместной работы был установлен номер самолета — № 16/119, списанный 26.03.1944 г. и стало известно, что что самолет ПЕ-2 № 16\119 с указанными моторами и экипажем 34 гв.БАП 276 БАД не вернулся с боевого задания.
После того как И. Прокофьев нашел в архиве Акты по самолету, поисковики установили экипаж самолета, который состоял из:
— летчик, гв.мл.лейтенант Кузнецов Павел Федорович, 1923 г.р., уроженец: РСФСР, Горьковская обл., Чкаловский р-н станция Сейма, д. Мысы, отец Федор Иванович, проживал: РСФСР, Горьковская обл., Чкаловский р-н ст. Сейма, ул.Горького, д.4, кадровый;
— штурман самолета, гв.мл.лейтенант Рогов Константин Александрович, 1921 г.р., уроженец: РСФСР, Ивановская обл., Вязниковский р-н д.Малые Липки, мать Дарья Петровна, кадровый;
— воздушный стрелок-радист, гв. мл.лейтенант Фадеев Афанасий Александрович, 1921 г.р, уроженец: РСФСР, Калининская обл., Старицкий р-н д.Алферьево, мать Прасковья Сергеевна, проживала: РСФСР, г.Ленинград, пр.Стачек, д.128б кв.5, кадровый.
(в этом вылете принимал участие штурман самолета, который прибыл в полк после училища и ЗАПа и еще не разу не вылетал в должности штурмана, а так как в полку не хватало воздушных стрелков, его отправили в вылет в качестве стрелка)
Д.Галицкий уточнил, что «… о Фадееве А.А. есть упоминания в книге Владимира Тимофеевича Анисимова: «Судьба пикирующего бомбардировщика». С Владимиром Тимофеевичем мы не однократно встречались в Гатчине, где он жил, и много говорили о истории полка и его потерях».
По Акту, стало так же известно как погиб экипаж ПЕ-2, так как в апреле 1944 года было проведено расследование с оценкой случившегося.
На боевое задание – с целю уничтожения техники противника в районе Рандепыллу, вылетело два ПЕ-2. Бомбардировщики были атакованы поочередно двумя парами истребителей ФВ. Завязался воздушный бой. Ведомый самолет отбился от первой пары истребителей, но после атаки второй пары истребителей, он был подбит. Самолет загорелся, стал резко снижаться и врезался в землю. Вывод расследования был следующим:
- Отсутствие у ПЕ-2 истребителей непосредственного прикрытия
- Недостаточный прицельный огонь экипажа, допустили истребители ближе 100 метров
- Ведущий пары ПЕ-2 допустил ошибку – не обеспечил прикрытие, не смог отбиться от истребителей противника, сам был подбит, но сумел дотянуть через линию фронта и приземлиться, потеряв ведомый ПЕ-2.
В ходе раскопок, проводившихся в 20 градусный мороз и на протяжении двух месяцев, были подняты фрагменты самолёта, вооружения, двигатели и редукторы винтов, а так же, части амуниции пилотов и их останки. С окончанием зимы завершились и раскопки. На месте работ остался раскоп диаметром 8 метров и глубиной — 7 метров. Рядом с раскопом располагалась огромная масса извлеченного грунта, который предстояло тщательно проверить.
Одновременно с раскопками начались поиски родственников погибших лётчиков. В этом направлении принимали участие как поисковики из России, так и энтузиасты. В домовых книгах остались записи о переезде, что дало возможность установить место жительства родственников. Работу с ЖКО вела Лариса Карел, которой помогали энтузиасты из Владимирской области.
Первыми нашли родственников Рогова Константина Александровича. Ими оказались племянники — Иван Петрович и его сестра Нина. Стало известно, что матери Константина Александровича и Ивана Петровича были сёстрами. Иван Петрович рассказал, что в семье было 2 сына- Константин и Иван и 2 сестры. Иван пропал без вести на войне, а сестры умерли. Таким образом, из прямых родственников остались только племянники.
2 марта 2014 года , поисковику из С.-ПБ Дмитрию Зибарову удалось связаться с родственниками Фадеева Афонасия Александровича и посетить их. Племянник А.А Фадеева – Поляков Сергей Иванович, предоставил несколько семейных фотографий из архива где А.Ф.Фадеев в кругу семьи и на фронте, а так же аттестат и фотокопию запроса в Министерство обороны, направленного братом и, в котором он пытается прояснить судьбу Фадеева А. А.
6 марта 2014 года была установлена связь с родственниками Кузнецова Павла Федоровича.
Таким образом, итогом трехмесячной поисковой деятельности стало: идентификация самолета и экипажа, а так же нахождение и установление связи с родственниками погибших летчиков.
Фрагменты самолета, архивные материалы и фотографии летчиков, стали основой выставки, организованной Клубом «Камерад». Выставка в течении двух лет посещалась как свободными посетителями, так и школьниками в рамках уроков по теме 2-й Мировой войны.
В то же время потребовалось ещё 2 года на решение всех процедурных согласований с целью передать и захоронить останки воинов в России.
Переговоры с официальными учреждениями ЭР организовывал Эльдар Эфендиев (Правление Палаты Некоммерческих организаций). По его словам: «… эстонская сторона очень внимательно относилась к нашим просьбам, понимая всю значимость гуманитарного дела. Нам оказывал содействие архиепископ, экс-руководитель Совета церквей Эстонии Андрес Пыдер. Существенную помощь оказывали: сотрудник МИД-а Юри Трей, а на парламентском уровне – руководитель группы дружбы Эстония – Россия, Игорь Грязин. На завершающем этапе важную помощь оказал сотрудник Музея Лайдонера и специалист по военным захоронениям – Пееп Рейссер».
В свою очередь, переговоры с Российской стороной организовывал Даниил Галицкий, который отмечает, что «..в вопросе передачи останков выражаем благодарность Петрову А. М. Чрезвычайному и Полномочному Посолу России в Эстонии, а так же советнику Попову В.А и консулу-советнику ГК России в Нарве Сургаеву А. С. В работе на разных стадиях участвовали : Мин.обороны РФ, Комитет по внешним связям ЛО. Особенно хотелось бы поблагодарить Германа Сакса, Кировский район С.-Пб-га в лице Зимина Игоря, администрация Ивангорода в лице Волковой Марины Вячеславовны, а так же и А.Ефимова, председателя Гор. собрания Нарвы».
В начале марта 2017 года была согласована процедура на передачу останков летчиков для последующего захоронения в Кировском районе С.-Пб. Мероприятия по предача останков состоятся 14 апреля 2017 года.
www.ivangorod.ru