Эксперты подтвердили подлинность экспонатов Древнего Египта, которые хранились в филиале Ивангородского музея.
Экспонаты Древнего Египта, о которых идет речь, передал в Ивангородский музей в конце 90-х годов приемный сын известного российского художника и иллюстратора детских сказок Ивана Билибина Мстислав Потоцкий. Его отчим находился в Египте с 1920-го по 1925-й год, исследовал находки, найденные на археологических раскопках тех лет и самые ценные из них приобретал. Таким образом появилась коллекция предметов Древнего Египта, которая сейчас хранится в филиале Ивангородского музея. Этот музей открылся в 1980 году в историческом здании бывшего купеческого особняка, принадлежавшего Филиппу Пантелееву, владельцу кирпичного завода в Ивангороде. Сначала в музее хранилась художественная коллекция Ивана Билибина и его супруги — художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой. А позже в нем появились экспонаты Древнего Египта.
В этом году музейным работниками предоставилась возможность пригласить известного эксперта и египтолога Виктора Солкина для тщательного исследования древнеегипетских реликвий.
Заведующая музеем Ирина Миронова рассказала Online47.ru, что прошлый год был посвящен 140-летию со дня рождения художника Ивана Билибина, который был родом из Петербурга.
"К юбилею со дня рождения художника наш музей получил новые витрины, в которых мы расставили экспонаты из коллекции предметов Древнего Египта. А в этом году мы решили узнать поточнее, к какому конкретно периоду они относятся. У нас началась переписка со специалистом Виктором Солкиным, который с удовольствием приехал к нам в Ивангород. За один день египтолог осмотрел все экспонаты и сфотографировал их для проведения дальнейших исследований. В течение месяца мы получили подробное экспертное заключение. Оказалось, что опыт Билибина его не подвел - он покупал настоящие реликвии. Все предметы были признаны египтологом аутентичными", - говорит Ирина Миронова.
В ходе исследования, которое проходило на протяжении месяца, выяснилось происхождение множества коллекционных предметов. Среди них маска саркофага мужчины в форме скульптурного портрета, которая датирована II-I вв. до н.э. Маска крепилась сквозь отверстия деревянными шипами к крышке саркофага и была необходима для сохранения жизни духа мертвеца после смерти, в которую верили древние египтяне. Считалось, что маска помогает сохранять магическую способность умершего видеть, обонять, вкушать жертвоприношения. Аналогичные реликвии выставлены во многих музейных коллекциях, посвященных Древнему Египту по всему миру.
В Ивангородском музее хранятся два фрагмента позолоченной погребальной маски женщины, которые египтолог датировал I в. до н.э. Первый фрагмент представляется собой женское лицо с изображением крылатого солнечного диска на лбу. Второй фрагмент - затылочная часть маски с изображением священного жука скарабея. Древние египтяне верили в то, что так называемый "двойник" покойного необходим для того, чтобы дух умершего смог полноценно принимать участие в погребальной церемонии и позже пройти все этапы посмертной трансформации.
Среди других исследованных экспертов Виктором Солкиным реликвий - фигурка бородатого карлика в короткой тунике и высоком головном уборе из листьев финиковой пальмы с мечом и щитом в руках. Фигурка изображает Беса (Бэса) – бога-защитника от зла, колдовства, дурных снов и любой порчи. Изначально Бес понимался как совокупность божеств-хранителей, одна из них Бес-Аха, или Бес – "воитель", хранящийся в Ивангородском музее. Эксперт датировал фигурку карлика I в. до н.э.-II в. н.э.
Также эксперт изучил фрагмент аналогичной фигурки божества карлика, который датировал IV-III вв. н.э.
Источник: online47.ru