Главная | Новости|Новости за городом|Ижора и водь хранят традиции. Как энтузиасты спасают языки народов Кингисеппского района

Ижора и водь хранят традиции. Как энтузиасты спасают языки народов Кингисеппского района

Ижора и водь хранят традиции. Как энтузиасты спасают языки народов Кингисеппского района
Это интересно 1 1036 20.06.19
С древних времен на территории Кингисеппского района Ленинградской области проживали народы прибалтийско-финской языковой группы финно-угорской семьи - ижора и водь. К сожалению, с течением времени представители этих народов постепенно исчезают. И только благодаря энтузиастам, создающим в этих местах тематические музеи, история, самобытная культура и, главное, язык этих народов продолжают жить.

Свадьба с куклой

Начать путешествие по этномаршруту в Кингисеппском районе можно с посещения деревни Вистино. Здесь, где испокон веков жили ижоры, сегодня находится Ижорский этнографический музей. Согласно данным последней переписи, в Ленинградской области проживают 266 ижор, хотя в реальной жизни их все-таки меньше.

Экспозиция музея, состоящая из подлинных документов и артефактов, занимает два зала. Она подробно рассказывает историю ижор, начиная с каменных орудий труда и предметов быта и заканчивая современными изделиями. Внимание посетительниц музея, словно магнит, притягивают ижорские национальные костюмы, которые отличаются яркостью и дополняются шумящими набедренными и височными подвесками, служившими защитой от злых духов. Препятствием для нечистой силы, по мнению древних ижор, была и вышивка. Особые узоры вышивались на вороте, манжетах рукавов, подоле сарафана. А техника ижорского рукоделия отличалась тем, что готовое изделие не имело изнанки - аккуратный узор ровно стелился с двух сторон полотна.

Приданое невесты хранилось в сундуке в виде круглой бочки. Такая форма была удобна для транспортировки в дом жениха, да и во время пожаров, которые случались часто, помогала спасти добро. На бочке-сундуке я заметила тряпичную куклу, наряженную в свадебный костюм. Как объяснил экскурсовод, на ижорской свадьбе такая кукла заменяла невесту, чтобы притягивать на себя сглаз. Ее девушка должна была смастерить сама. На протяжении всей церемонии кукольная невеста сидела рядом с женихом, а настоящая была спрятана под плотным покрывалом. После свадьбы куклу сжигали и новобрачную брили наголо. Вновь отращивать косы она могла только после рождения первенца.

Мужчины, посетители музея, с интересом рассматривают высокие рыбацкие сапоги, в подошвы которых ижоры для большей устойчивости при быстром течении закладывали свинец.

А вот витрина, посвященная национальным праздникам и блюдам, не оставит равнодушным никого. Ижоры считали, что мир появился из яйца ласточки, и поэтому почитали птиц. Один из самых важных праздников у ижор - День жаворонка. Ранней весной в этот день женщины готовили печенье в форме птиц, с ним дети бежали в поле и оставляли на валунах для жаворонков. Еще один интересный ижорский праздник - День святых Флора и Лавра - посвящен лошадям. Согласно ритуалу, из ржаной муки выпекали хлеб - саттуула (седло). На нем рисовали крест, а в середину вставляли яйцо. Этим хлебом надо было три раза погладить лошадь по спине и пожелать ей быть такой же гладкой и круглой.

Вечерний суп с брусникой
В деревне Лужицы Кингисеппского района живут представители самого малочисленного народа в европейской части России - водь. Их в Ленинградской области всего 64 человека, из которых носителей водского языка всего семь. Одна из этих семи Марина Ильина (ударение в имени на первом слоге) создала Музей водской культуры. Его здание по размерам и планировке соответствует усадьбе вожан. Водский дом, согласно традициям, состоит из двух изб (летней и зимней), объединенных общими просторными сенями. Как правило, летнюю избу отдавали старшему сыну, когда он приводил в дом молодую жену. Над входной дверью висит загадочный предмет, отдаленно напоминающий гусли. «Это канныл - музыкальный инструмент, - объясняет Марина. - Он считается оберегом. Играя на нем, наши предки усмиряли сильный ветер и даже шторм».

На многих музейных экспонатах можно рассмотреть знаки, чем-то похожие на руны. Как объяснила хозяйка музея, это так называемые фирменные, или домовые, метки. Ими помечали рыболовные снасти, оставляли на деревянных и кованых предметах, вышивали на полотенцах. Каждый род имел свой знак, который передавался из поколения в поколение. Это было удобно и в торговле, и в бытовых ситуациях. Например, часто кухонную утварь одалживали соседям, и домовые знаки помогали вспомнить, кто ее хозяин.

Кроме старинных предметов в музее собраны фотографии водских семей, чьи потомки и поныне населяют Лужицы. Помнят здесь водские песни, сказки и даже заговоры, которыми в былые времена лечили болезни.

«Когда я была маленькая, мне казалось, что исцелять больных заговорами естественно, и ничего в этом экзотического нет, - пожимает плечами Марина. - Моя прабабушка знала много из того, что сегодня считается устным народным творчеством или даже волшебством, только для нее это была обычная повседневная жизнь. А звали ее Марфа Лесная, потому что вожане обращались друг к другу не по именам, а по кличкам».

Что касается национальной кухни вожан, то жители Лужиц не только бережно хранят старинные рецепты блюд своих предков, но и продолжают их готовить для себя и своих гостей. Это и рыбные щи из свежей капусты, и миноги, и ржаной хлебный суп с моченой брусникой. «Этот суп называют вечерним, потому что его начинали готовить утром, а подавали на стол вечером, так как он

должен томиться восемь часов, - объясняет Марина. - На десерт готовили муссы. В голодные времена вожане варили сушеную рыбу, которую подавали с картошкой, маслом, луком и уксусом. Уж чего-чего, а рыба у вожан всегда была. Считается, что у нашего народа глаза светлые из-за фосфора, который мы потребляем вместе с рыбой».

Рыболовство было самым главным ижорским промыслом, поэтому ему в музее отведен особый раздел. «Рыбу ловили круглый год, но лучшие уловы давал зимний подледный лов, - продолжает рассказ моя собеседница, показывая древние приспособления, которыми пользовались вожане на рыбалке. - Сельчане уходили в море на несколько недель. На ледяной равнине ставили дощатые будки с соломенными тюфяками вместо матрацев. Устанавливали в центре котел с песком, в котором разводили огонь. Наравне с мужчинами рыбным промыслом занимались женщины всех возрастов. Они кололи лед, специальными шестами протягивали невода от лунки к лунке и выбирали мокрые тяжелые сети, стоя по пояс в ледяной воде. Раз в неделю кто-нибудь из группы отвозил улов в поселок».

В дом - с поклоном
В деревне Монастырьки Кингисеппского района недавно появился Музей коренных народов Водской пятины. Его создала пенсионерка Валентина Федоровна Бабкина. «Пятина», или «пятая часть», - это административно-территориальная единица, которую использовали в Новгородской Руси в XV - XVIII веках. Чтобы попасть в дом-музей, надо преодолеть высокий порог и войти через низенькую дверь. Это неспроста, ведь в дом нужно входить с поклоном. В музее восстановлены интерьеры, характерные для водских семей. Какие-то вещи Валентина Федоровна находила сама, какие-то покупала, что-то люди, знакомые и незнакомые, дарили и продолжают дарить. Ее особая гордость - водский сундук-кровать и свадебные сани.

Гостей хозяйка музея встречает в настоящем водском костюме. А программа посещения экспозиции включает обязательное угощение местным копорским чаем и каким-нибудь десертом, который Валентина Федоровна готовит сама. Например, меня она угостила ароматными печеными яблоками.

Всю свою музейную деятельность Валентина Бабкина, как и Марина Ильина, ведет безвозмездно, на чистом энтузиазме. Фиксированной стоимости за входные билеты в их музеи нет. Самое главное для них - сохранить культуру самобытных народов и рассказать о ней современникам.

Источник: https://spbvedomosti.ru/
Поделиться: 
Комментарии (1)
  • вова
    21.06.19 06:12
    несчастный и обездоленный народ финны-угры!
    где они?
    на их месте живут другие люди и тоже несчастливы своим житием.
    в школах даже не пытаются возрождать язык коренного населения.

Другие новости этой рубрики

Условия и стоимость размещения рекламы

Голосование

Какой из кингисеппких интернет-провайдеров, по вашему мнению, самый лучший?
  
Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Полезные сервисы и ссылки портала