Главная | Новости|Новости за городом|Усть-Луга - балтийский бастион России

Усть-Луга - балтийский бастион России

Усть-Луга - балтийский бастион России
Это интересно 1 1395 22.12.19
История и география – интересные науки. Они могут рассказать, как изменяется жизнь той или иной местности в разное время. В этой статье мы расскажем историю о том, как несостоявшаяся крупная военно-морская база стала крупным торговым портом, влияющим на политическую ситуацию в одном из регионов земного шара.

Морская крепость императора Петра Великого

В начале ХХ века, в преддверии Первой моровой войны, российский Генеральный штаб и штаб военно-морского флота озаботились прикрытием столицы империи – Санкт-Петербурга. Результатом этой работы стала грандиозная система береговой обороны, которая получила название Морская крепость императора Петра Великого. Идея морской крепости заключалась в следующем. Кронштадт и его форты являлись ближней, можно сказать последней линией обороны столицы. Конечно, форты Кронштадта были перевооружены современной артиллерией, но этого было мало, с учетом возможности потенциального противника. А им была Германия, которая к началу Первой мировой создала второй по мощи флот в мире - Hochseeflotte (Флот открытого моря). В его состав входили линкоры-дредноуты и супер-дредноуты, линейные крейсера. Количество тяжелых морских орудий на них позволяло, в случае необходимости, беспрепятственно дойти до Санкт-Петербурга. Четыре российских дредноута типа «Севастополь» и три эскадренных броненосца не могли воспрепятствовать такому рейду. Правда, основной задачей Флота открытого моря было противостояние с английским Grand Fleet (Большой флот) в Северном море, но гарантии, что часть Hochseeflotte не войдет в Балтийское море никто дать не мог. Было принято грандиозное решение. К концу ХIХ века Россия на Балтике имела пять морских крепостей – Кронштадт, Выборг, Свеаборг, Усть-Двинск и Либава. Часть из них можно было использовать для обороны Финского залива, а другая часть прикрывала Прибалтику. Поэтому было принято решение о создании новой основной линии обороны Нарген (Ревель/Таллин) – Поркалауд. В этом месте расстояние между берегами Финского залива сужались до 35 километров. Мощные орудия могли своим огнем полностью перекрыть вход в Финский залив. Такое решение императорского Генерального штаба аукнулось морякам Балтийского флота СССР в 20-30-годы и во Вторую мировую войну. На флангах этой позиции оборудовались базы для эскадренных миноносцев и подводных лодок, а самое главное, в ключевых точках этого района создавались береговые крепости – форты и батареи с крупнокалиберной артиллерией, спрятанной под многометровым слоем армированного бетона. Мощные береговые батареи с орудиями калибра 254-мм, 305-мм и 356-мм имели дальность стрельбы до 30 километров.

Противодействовать высадки немецкого десанта должны были многочисленные батарее калибра 120-мм – 152-мм. Батареи и форты были построены на побережье Финляндии от островов Аландского архипелага до Гельсинфорса (нынешний Хельсинки). Для прикрытия Рижского залива были построены батареи на островах Моонзундского архипелага. Одной из основных частей морской крепости императора Петра Великого были две батареи – одна на финском берегу Финского залива, на острове Макилото, недалеко от Гельсинфорса, другая – на эстонском берегу залива, на острове Нарген, недалеко от Ревеля. Это был «замок» морской крепости. Еще одним «замком» стали построенные форт Красная горка и батарея Серая Лошадь на южном берегу Финского залива и форт Ино на северном. После этого, неприятеля встречали уже форты Кронштадта. Как показали дальнейшие события Первой мировой войны на Балтике, эти труды были не напрасны. Активные боевые действия шли в центральной части Балтийского моря, в Финском заливе было спокойно.

Объект 200

Минула Первая мировая война, произошла Октябрьская революция в России, завершилась интервенция и гражданская война. Изменилась стратегическая ситуация, Балтийский флот оказался в невыгодном положении. Финская батарея на Макилото и эстонская на Наргене плотно закрыли выход из Финского залива. Финны и эстонцы даже проложили телефонный кабель между островами, чтобы координировать огонь своих батарей при прорыве кораблей советского флота в Балтийское море.

Начал свою боевую подготовку советский Балтийский флот. Кронштадт был очень удобной Главной военно-морской базой Балтийского флота, оснащенный всем, что необходимо для обеспечения деятельности флота. В Кронштадте были оборудованные причалы и пирсы для стоянки кораблей, был большой запас топлива, склады с вооружением, имуществом и продовольствием, судоремонтный завод. Рядом находились судостроительные заводы Ленинграда. У Кронштадта был один недостаток – невозможность быстрого и незаметного развертывания сил флота в случае войны. Даже самые быстроходные корабли флота – эскадренные миноносцы типа «Новик», обладающие скоростью 35-37 узлов, не могли незаметно выйти из Финского залива на Балтику. О незаметном выходе линкоров типа «Севастополь» с их скоростью в 21 узел и разговора не шло. А ведь флоту надо было ещё прорываться через линию Нарген – Поркалауд. Тяжелые орудия финской и эстонской батарей простреливали всю линию Таллин – Хельсинки. Моряки предложили свой выход из этой ситуации. Начиная с 1921 года, в районе Лужской губы и Копорского залива был создан полигон для боевой подготовки кораблей флота. Со временем, периодические выходы в полигон боевой подготовки трансформировались в место якорной стоянки кораблей флота при проведении учений и дальних заграничных походов. Корабли находились в этом районе Финского залива практически всё время, начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью до ледостава. Следующим логичным шагом явилось обсуждение вопроса о создании в этом районе маневренной базы Балтийского флота. Необходимость создания базы именно в Лужской губе объяснялось очень просто. Корабли, базирующиеся на базу Ручьи - именно так в официальных документах стали называть будущую военно-морскую базу – имели значительно более высокие шансы на незаметный выход в центральную часть Балтийского моря. Заработал советский бюрократический военный аппарат. В 1934 году было решено строить маневренную базу, в 1935 – передовую операционную базу, а в 1936 году было принято окончательное решение, что ВМБ Ручьи будет самой большой военно-морской базой в стране. Не обошлось и без советской гигантомании – на ВМБ Ручьи должны были базироваться будущие корабли - линкоры типа «Советский Союз» и тяжелые крейсера типа «Кронштадт», а также уже входящие в состав флота линейные корабли типа «Севастополь» и легкие крейсера типа «Киров». Всего, по техническому заданию, Ручьи должны были обеспечить базирование 136 боевых кораблей, 37 вспомогательных судов и 11 плавмастерских. Необходимо было построить гавань с нуля, а это многочисленные причалы и волноломы. С берега база должна была быть защищена многочисленными сухопутными фортификационными сооружениями, с моря береговыми батареями, и новинкой – крупнокалиберной артиллерией на железнодорожном ходу. Для этой цели были проложены десятки километров железнодорожных путей.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Многие читатели не знают, что в период 30-50-х годов на вооружении береговых войск военно-морского флота стояли так называемые железнодорожные батареи. Они были очень эффективным средством мобильной обороны берега. На специальных многоосных железнодорожных транспортерах устанавливались тяжелые и сверхтяжелые морские артиллерийские орудия калибром 180-мм, 305-мм и 356-мм. Они перемещались по специально проложенным параллельно берегу железнодорожным путям и могли открывать огонь из любой точки. Такие железнодорожные транспортеры входили в состав Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. На Балтике была проложена специальная железнодорожная ветка от Ораниенбаума (нынешний Ломоносов) через форт Красная горка до ВМБ Ручьи. Таким образом, тяжелая артиллерия могла прикрывать весь советский берег Финского залива.

Моряки-балтийцы и местные жители прозвали эту стройку Кронштадт-2. Строился и военный городок, в котором должны были разместиться все причастные к жизни новой базы. В официальных документах вся стройка была названа «Объект 200». Как многое в СССР того периода, ВМБ строилась силами заключенных. Был создан Лужский лагерь НКВД, в котором находилось от 10 000 до 20 000 заключенных, которые и работали на строительстве. Было много и вольнонаемных. В частности, на стройке работали 1 200 вольнонаемных инженеров.

База и город при ней располагались в 70 километрах от районного центра Кингисепп. Сам Кингисепп в середине 30-х годов – это одноэтажные домики с печным отоплением без канализации и водопровода. Улицы Кингесеппа были без твердого покрытия. А на берегу Лужской губы рос новый город, выстроенный при Военно-морской базе. Улицы города были выложены брусчаткой с тротуарами, усаженными орешником. В городе построили 4-5 этажные каменные дома, оборудованные канализацией, водоснабжением и паровым отоплением. В нём должны были построить магазины, столовые, школы и детские сады. Планировалось построить театр, гостиницы и ресторан, госпиталь, и поскольку, это всё-таки был военный город - банно-прачечный комбинат. Для снабжения базы и города электричеством была построена двухэтажная электростанция с усиленными перекрытиями, позволяющими выдерживать попадания 250-килограммовых авиабомб

Как всегда, в ход советских строек вмешалась история. «Объект 200» был в значительной степени готовности, когда в состав СССР вошли прибалтийские республики, и закончилась советско-финская война. СССР одномоментно получил все бывшие царские военно-морские базы в Прибалтике и в дополнение к этому – ВМБ Ханко на территории Финляндии. Выход для Балтийского флота в центральную часть Балтийского моря был свободен. Это обстоятельство резко сократило финансирование строительства «Объекта 200» и, соответственно, уменьшились темпы строительства. После начала Второй мировой войны, и быстрого наступления немцев в 1941 году, всё построенное и недостроенное на «Объекте 200» было взорвано…После 1945 года к вопросам восстановления ВМБ Ручьи уже не возвращались.

Порт Усть-Луга

В 1991 году распался СССР, и геополитическая обстановка изменилась еще раз. Россия снова оказалась запертой в Финском заливе. В 1993 году опять возникла идея о воссоздании ВМБ Ручьи, но за неимением средств, это все осталось только на бумаге. Руководство прибалтийских республик проводит активную антироссийскую политику и после событий 2007 года в Таллине, когда перенос памятника советским солдатам вызвал уличные протесты русскоязычных жителей Эстонии, в Москве окончательно пришли к решению о лишении прибалтийских стран прибыли от транзита российских грузов. Еще до событий 2007 года было принято решение о переводе нефтяных терминалов из Венспилса в Россию. На северном побережье Финского залива был построен нефтяной порт Приморск, через который осуществляется перевалка всей нефти, экспортируемой Россией из Балтийского моря. С генеральными грузами было сложнее. До событий «Крымской весны» 2014 года Большой порт Санкт-Петербурга был перегружен. Не помогло и строительство терминала Моби Дик в Кронштадте и порта Бронка в Ломоносове. Для перевалки всех российских грузов на Балтийском море надо было строить новый порт. И тогда вспомнили об «Объекте 200», точнее о месте, где велось строительство. Лужская губа оказалась идеальным местом для строительства нового крупного торгового порта на Балтике. Большие глубины в акватории, железнодорожное и автомобильное сообщение с Санкт-Петербургом – все это позволяло построить в этом месте современный торговый порт. После того, как решение было официально озвучено, в Санкт-Петербург потянулись ходоки из прибалтийских стран. «Зачем вам тратиться на новый порт? Мы доставим всё, что вам будет нужно» - говорили они. После провала этих переговоров, в дело пошли, как водится в таких случаях, озабоченные экологией Балтийского моря общественники. «Новый русский порт уничтожит Балтийское море!» - писали европейские газеты. Но поскольку порт предназначается для перевалки генеральных грузов – контейнеры, уголь, железнодорожные вагоны на Балтийск – то экологическая тема закономерно сошла на нет. Порт построен, работает, строятся новые очереди. Транзит российских грузов через прибалтийские страны плавно стремится к нулю. На сегодняшний день через Прибалтику транспортируется только российский уголь. Но в Усть-Луге уже строится угольный терминал… Попытки получить транзит грузов из Казахстана или Китая блокируется российской стороной. Так Усть-Луга стала участницей геополитической игры

В завершении расскажем о любопытном факте, который ставит символическую точку в истории ВМБ Ручьи. С 1983 по 1987 годы на судостроительном заводе имени Жданова - ныне ОАО «СЗ «Северная верфь» - проходил очередной ремонт крейсер 1 ранга «Аврора». Ремонт был очень сложный. Была срезана вся подводная часть крейсера и сделана новая. Это было сделано потому, что эксплуатировать крейсер с родной подводной частью даже как музей, было уже нельзя. Встал вопрос – что делать с демонтированной подводной частью крейсера. Оправлять на переплавку её было нельзя по идеологическим соображениям. Тогда её отбуксировали в район бывшей ВМБ Ручьи и затопили у берега. Сегодня, при отливе, можно её увидеть. Так символически был закрыт советский проект Усть-Луги. А российский проект работает и существенно влияет на геополитическую обстановку в регионе.

Источник: https://versia.ru/
Поделиться: 
Комментарии (1)
  • ввс
    22.12.19 20:00
    Очень много неточностей , много приукрашено . Экологическая проблем не сошла на нет , а наоборот встает в полный рост и растет.

Другие новости этой рубрики

Условия и стоимость размещения рекламы

Голосование

Какой из кингисеппких интернет-провайдеров, по вашему мнению, самый лучший?
  
Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Полезные сервисы и ссылки портала