Главная | Новости|Новости за городом|Санкт-Кержаков. Все о лучшем бомбардире в истории российского футбола из Кингисеппа

Санкт-Кержаков. Все о лучшем бомбардире в истории российского футбола из Кингисеппа

Санкт-Кержаков. Все о лучшем бомбардире в истории российского футбола из Кингисеппа
Новости спорта 2 1129 21.04.20
Санкт-Кержаков. Все о лучшем бомбардире в истории российского футбола
В рамках совместного проекта ПростоПроСпорт и Total Football читайте огромную архивную зарисовку из жизни Александра Кержакова.

«Блин, Саша, опять удивляешь!»

А какой могла быть реакция, когда, позвонив в час ночи за границу, где «Зенит» проводил сбор, на вопрос «Что делаешь?» услышала: «Догвилль» смотрю»?!

Нарушение режима? У команды был выходной, и штраф за нарушение режима Кержакову не грозил.

Творение Ларса фон Триера — трехчасовое, чрезвычайно сложное для восприятия, и я вносы не предназначенное для отдыха. Но это не помешало нам с Кержаковым обсудить игру Николь Кидман, сюжетные перипетии, сверхзадачу режиссера. Общепринятое мнение, что только боксеры могут “переплюнуть” футболистов по уровню IQ в данном случае неуместно.

Когда готовишься к интервью со спортсменами, в подавляющем большинстве случаев ответы ты знаешь заранее. Кержаков — редкое исключение. Нет, он не заливается соловьем подобно цицеронам нашего футбола Овчинникову и Радимову. Напротив, взвешивает каждое слово. Речь — тихая, небыстрая. Юмор — тонкий.

-Хотите сказать, что мой гол, забитый при счете 0:7, сохранил интригу в матче? — это репортерам после разгрома 1:7 от “Динамо”.

-Австрийские болельщики тем вечером были так же неточны, как их команда, — это о теплом приеме в Пашинге, где в зенитовцев летели с трибун зажигалки, стаканы и монеты.

Не в пример иным одноклубникам, подверженным истерии и меняющим точку зрения в зависимости от расположения звезд, Кержаков отличается завидным постоянством принципов. Если что-то для него белое, а что-то черное — таковым это останется ныне и присно, и во веки веков. Сказал: “Бил, бью и буду бить” — и бьет ведь, хоть кол на голове теши! В свое время не побоялся публично защитить друга, опального Дмитрия Сычева, сбежавшего от красно-белых, — и плевать хотел на косые взгляды. После ухода в “Спартак” Быстрова заявил: “В его ситуации я мог бы поступить так же”, — и питерские аптеки, наверное, озолотились на продаже встревоженным болельщикам годового запаса валидола. Когда все вокруг верещали о резко изменившейся атмосфере в сборной после прихода Юрия Семина, даже в целях политкорректности не стал подпевать большинству, объяснив : “Атмосфера как атмосфера. В сборной всегда хорошо”. Принял решение не рассказывать прессе о жене Марии — молчит как партизан…

Питер. Воскресное утро.

Мы с Сашей бредем от Исаакиевского собора в сторону Невского в поисках заведения, где можно попить кофе. Как назло, в такую рань все закрыто. На пешеходном переходе какая-то бабуська задевает авоськой Сашу по колену. А в авоське-то — трехлитровая банка с квашеной капустой! Кержаков морщится, трет ушибленную ногу, ласково говорит вслед удаляющейся старушке: “Ничего страшного”. Цинично комментирую: “Будь проще — и люди к тебе потянутся”.

Чем ярче внешние признаки “звездности” — бешеная популярность, обожание болельщиков, уважение специалистов, крутые заработки, тем удивительнее разница между “Кержаковым с обложки” и “Кержаковым в обычной жизни”. Он начисто лишен пижонства, пафоса, снобизма.

Одного из своих самых любимых футболистов, Андрея Шевченко, Александр уважает — в числе прочего — еще и за то, что форварда “Милана” не испортила популярность.

-Насколько могу судить по интервью Шевы, которые читаю с удовольствием и интересом, в жизни он скромный и серьезный парень — несмотря на грандиозные достижения и статус суперзвезды. Умение всегда и везде сохранить свое “я” очень важно. Важно не столько для других. Чтобы ты себе самому никогда не был противен.

Есть у зенитовских болельщиков идиома — “Играть за колонны”. Смысл тут переносный: футболисты, люди далеко не бедные, играют за контрактные и премиальные. “Любовь к колоннам” в данном случае подразумевает отношение к Петербургу и, будучи категорией абстрактной, измерению не поддается. Кержаков в свой город влюблен неизлечимо — и зачет по предмету “колонны” получил бы у любого экзаменатора. Экстерном.

-Питер невозможно объяснить. Его надо чувствовать. Что-бы понять этот город, нужно либо родиться здесь, либо просто очень сильно его любить. Он особенный. Люди здесь особенные. Атмосфера особенная. Чем именно? Даже не пытайся сформулировать, все равно не получится. Это где-то внутри тебя. Дело не столько в зданиях, улицах, каналах и туманах, сколько в ощущении гармонии, появляющемся каждый раз, когда ты возвращаешься сюда. По-моему, такое бывает только в великих городах… Кто-то сказал, что Питер — город для птиц.

-Костя Кинчев.

-Замечательный образ. Не считаю себя человеком, хорошо разбирающимся в искусстве, но мне кажется, что в Петербурге поэтам, художникам и музыкантам проще сочинять, чем где бы то ни было. Энергетика такая.

-А футболистам как играется?

-С одной стороны — легко: сумасшедшая поддержка на “Петровском” прибавляет силы, моральные и физические. С другой — тяжело. Наши болельщики очень требовательны и любую неудачу, как максималисты, воспринимают крайне болезненно. Они могут простить игрокам поражение, нереализованный момент, незабитый пенальти. Но никогда не простят равнодушия к игре, на которой город в прямом смысле помешан.

Питерских за версту отличишь. На футболистов это тоже распространяется. Кто общался с Сенниковым, Аршавиным, Малафеевым, Бородиным, поймет, о чем я. Кержаков – питерский в квадрате, пусть и родился не в самом Ленинграде, а в Кингисенне, в двух с лишним часах езды от Северной столицы.

Доходящая до застенчивости скромность, меланхолическая вдумчивость, с4лонность к философским размышлениям – чем это объяснить, как не врожденной питерской интеллигентностью? Хотела написать про достоевщинку во взгляде, но подумала, что это перебор. Хотя после катастрофической ничьей сборной России в Братиславе достоевщинка была у Кержакова и во взгляде, и в мироощущении.

-Так получилось, что я впервые в карьере не попал на крупный турнир. Разочарование громадное, словами не выразить. Ведь я знаю КАК это – играть на чемпионате Европы или чемпионате мира. И понимаю, ЧТО мы потеряли. Уверен, что мы – по потенциалу, по силе – могли добиться права поехать в Германию. Должны были…

Кто-то из великих сказал:

«У кого не было детства, тот всю жизнь будет пытаться его догнать». В случае Кержакова «детство» меняем на «отрочество» — эту станцию он благополучно миновал, посвятив всю сознательную жизнь тренировкам, сборам, матчам. Видимо, поэтому при всей своей серьезности он порой ведет себя совсем как мальчишка. Наверстывает упущенное.

На Сборах играет на компьютере в футбол. Выбирает «Эстремадуру» или «Куусюси», покупает от себя, Сычева и Пименова и выигрывает у «барселон» с «миланами» Лигу чемпионов. Минимум кубков десять взял!

Или говорит перед телекамерами на всю страну: «Нас Шава сгоношил», что в переводе на русский означает: «Нас на это подтолкнул Аршавин».

Или в сюжете центрального телеканала, как клоун, бегает по питерским улицам с диском Шнура под закадровое «Вэ-Вэ-Вэ, Ленинград, СПб, точка, ру».

Или в подтрибунке после матча с Ирландией, в котором забил гол и организовал второй, на мое кокетливое: «Ой, от радости диктофон из рук вываливается!» реагирует непосредственно: «Давай подержу!». Находчиво поворачивает его микрофоном ко мне – чтобы записать в гаме и шуме. Так и стояли мы в уголке под недоуменными взглядами окружающих – мол, что за странная манера брать интервью у героя матча?

Впрочем, несмотря на подростковые выкрутасы, Кержаков производит впечатление человека гораздо старше своих лет. Его кредо – мера во всем. Но иногда он кажется чересчур правильным.

Горда три назад Кержаков отказался от участия в шоу «Последний герой», потому что это мгло навредить карьере – хоть речь шла лишь о съемках в отпуске.

-Не мог я так рисковать. Мало ли какую болезнь или травму можно заработать на этом острове? Да я человек азартный – но только не в том, что связано с опасностью для футбола. Каждый должен заниматься своим делом, а я не актер и не звезда шоу-бизнеса. Мое дело – тренироваться на совесть и забивать: Сказал: «Спасибо за доверие» — и поехал с другим Русланом Пименовым в менее экстремальное путешествие в Доминиканскую Республику.

В некоторых вещах Саша на удивление консервативен, если не сказать старомоден. Он не смотрит американские боевики, делая выбор в пользу советских фильмов: «Служебный роман», «С легким паром», «Джентльмены удачи»… Ему неинтересны детективы. В отличие от книг на исторические темы. Если посадить его за компьютер, без посторонней помощи он вряд ли сможет выйти в Интернет и найти нужный сайт. С оргтехникой он вообще до недавнего времени был на «вы» — пока тесть не подарил проигрыватель для DVD.

Для самоутверждения ему абсолютно не нужна репутация светского льва, и модным вечеринкам он предпочитает общение с семьей. А если и выбирается куда в клуб – развлекается скромно, сидит за столиком, потягивая любимый яблочный сок и беседуя с друзьями. Никогда не танцует. Импульсивного Аршавина запросто можно представить выплясывающим джигу а-ля Брюс Уиллис в «Последнем бойскауте», но Кержакова увидеть в этой роди невозможно даже в самых смелых фантазиях.

В общении Керж очень избирателен. Это отнюдь не рубаха-парень, понятия «друг», «дружба» он не упоминает всуе. Собака по восточному гороскопу – а себя Кержаков ассоциирует с черной овчаркой, — он поначалу долго «принюхивается» к незнакомому человеку и, лишь поверив ему, приоткрывает дырку в душу. Зато будет предан и всегда придет на помощь.

Коллеги часто жалуются – мол, как ты можешь общаться с этим высокомерным типом? Пробежит через смешанную зону, буркнет пару штампов – и был таков. На деле же это всего лишь маска, способ защиты от внешнего мира. Да, футболист – профессия публичная, и Кержаков прекрасно отдает себе отчет в этом. Но в футбол играют не роботы, а живые люди – с характером, заскоками и слабостями. А добросовестная работа, голы и передачи куда ценнее для команды и болельщиков, чем публичные упражнения в изящной словесности. Разве нет?

-Не назвал бы себя закрытым в том смысле, что прячусь от людей в берлоге. Просто большинство информации, не связанной с футболом, — мое личное дело. Это касается только меня и должно оставаться в семье, а не становиться общим достоянием.

—Такой-то и сякой-то травмированы. Ума не приложу кто теперь будет опорника играть!

Угадайте, чьи это слова. Усложню задачу. Речь идет о юношеской сборной России 1987 года рождения.

Ладно, сдавайтесь, все равно не угадаете. Цитата принадлежит… Татьяне Вениаминовне Кержаковой. Однажды, когда ее младший сын Михаил был на сборе у Игоря Чугайнова, она по телефону поделилась со мной тревогой за проблемы этой команды, поразив не столько глубоким пониманием предмета. Татьяна Вениаминовна с ходу перечилила возможные с ее точки зрения варианты тактической схемы сборной в отсутсвие штатных опорников, да так грамотно и ловко, что закралась мысль – нет ли у нее перед глазами макетной доски с фишками?

Если же учесть, что ее муж, Анатолий Рафаилович, сам в молодости играл на профессиональном уровне – за дзержинский «Химик»… В этой семье дети могли стать только футболистами. Заслуга тут в первую очередь, конечно же, Кержакова-старшего, «натаскивающего» своего старшего на мяч чуть ли не с пеленок. Именно отца Александр считает главным тренером своей жизни, обязательно оговариваясь: «При всей благодарности и всем уважении к покойному Юрию Андреевичу Морозову». Главный тренер успешно совмещает пост и главного критика: Анатолий Рафаилович «пихает» сыну даже после удачгых матчей и забитых голов. Иногда Кержакову, уже находившемуся в тот момент в статусе суперзвезды, были настолько обидны папины разборы полетов, что он хлопал дверью и уходил бродить по вечерним питерским улицам.

Кстати, в том, что российский футбол приобрел вратаря Михаила «Кержакова», «виноват» его брат.

-Я вырос в то время, когда дворовый футбол был уже не так популярен. Странно, но сейчас даже не припомню, чтобы в детстве в Кингисеппе гонял мяч с мальчишками, — вспоминает Александр.

А если не во дворе, то где? Правильно, в квартире. А если просто лупить под стол неинтересно, что делать? Загнать под стол маленького братца – пусть удары отбивает.

Любопытный штрих. Сейчас, когда оба Кержакова защищают цвета «Зенита», старший никогда не дает советы младшему.

-У него должна быть своя голова на плечах. Я ему не тренер и не нянька. Если Миша спросит – конечно, отвечу. Но никогда ничего не навязываю, — в роли Макаренко Саша убедителен.

Михаил, в свою очередь, вторит:

-Безусловно, брат для меня авторитет. Но я до всего хочу дойти своим умом. Чужой опыт ценен, но на нем немногому научишься.

Чувствуется характер, правда?

Говорят, на расстоянии чувства крепчают, а разлуки только усиливают привязанность. Можно представить, как научился ценить семью и домашний уют Кержаков за годы вдали от родителей. Взрослая жизнь началась для него в 11 лет, когда он переехал из Кингисеппа в Питер – в спортивный интернат школы «Зенита».

-Одно из первых впечатлений после переезда. Зима. Бреду на автобусную остановку, чтобы ехать на тренировку. Метель. Холод собачий. Все вокруг чужое, и я – маленький и одинокий. По дому скучал безумно. Но у меня была цель. Я хотел играть. На зубах, на жилах. А когда мама приезжала – такой праздник был!

Мама приезжала не так часто. Семья жила скромно – завод «Фосфорит», где работали родители, забуксовал в смутный пост-перестроечные времена. Не хватало денег на билет. Татьяна Вениаминовна собирала клюкву на болотах окрест Кингисеппа, продавала, чтобы на вырученные копейки съездить проведать ребенка. Наверное сегодня, в шикарном пентхаусе, купленном сыном, те времена кажутся ей кошмарным сном… Похоже на голливудскую сказку, правда?

К родителям Кержаков относится с трогательной заботой и трепетной нежностью – назвав его идеальным сыном, нисколько не погрешу против истины.

-Семья – главное в жизни, я не понимаю и не принимаю другую точку зрения. Успех в карьере, признание, слава, деньги – пшик по сравнению с благополучием и здоровьем твоих близких…

Слушай, Дина, не пиши, что Мишка челюсть сломал, а то бабушка у себя в Тверской области узнает и расстроится. Ладно.

Ладно.

В этом году футболист и сам стал главой семейства, женившись на любимой девушке Марии, с которой произвел на свет дочку. Пока Кержаковы обитают в съемном жилье. Собственную квартиру уже купили – рядом с родителями Александра, но переберутся в нее не раньше весны, сейчас там ремонт.

Маленькая Даша – ребенок спокойны, ведет себя примерно, и о сборе как о способе выспаться Кержаков не мечтает.

-Так интересно наблюдать за ней! Когда сердится, дочка похожа на меня, а когда улыбается – на машу.

…Два концерна, например, «Мерседес» и «Форд», выпускают великолепные автомобили, сосуществуя в мире моторов. В спорте всегда кто-то наверху, а кто-то внизу. И если у тебя дома на стене не висит золотая медаль – грош тебе цена. При всей своей успешности, знаменитости, индивидуальности и таланте Кержаков к 23 годам не выиграл ничего значимого. Минувший сезон стал «достойным» продолжением череды предыдущих: сборная России села в лужу, «Зенит» в третий раз подряд профукал чемпионат.

Кое-кто поспешил записать форварда «Зенита» в главные козлы отпущения, обвинив в слабой игре, деградации и всех смертных грехах.

Провальный сезон? Давайте займемся математикой. К семи мячам, забитым в чемпионате России, прибавим восемь голевых передач – и окажется, что по системе «гол+пас» у Кержакова пятый показатель в премьер-лиге, причем обошедшие его конкуренты сыграли больше матчей. А четыре гола за сборную? А четыре гола и две передачи в матчах Кубка УЕФА и Кубка России? Учтем заработанные пенальти и «сделанные» партнерам голы, которые в силу специфики не могут быть засчитаны как голевые передачи. Например, домашний гол «Локомотиву». Не забудем о том, что трижды по ходу сезона футболист попадал в лазарет – и отнюдь не с насморком.

Наверное, любой российский форвард не отказался бы от такого «провального» сезона. Но, разумеется, этими сладкими цифрами не может быть удовлетворен ни сам Кержаков, ни болельщики. Кому многое дано – с того и спрос больше. А планка поднята высоко.

-Как бы прошедший чемпионат ни сложился, для меня это очередной опыт. Несмотря на то, что я забил меньше, чем в предыдущие сезон, не считаю 2005 год для себя потерянным. К тому же у «Зенита» были яркие матчи, пусть не затмившие, но скрасившие неудачи сезона – например, с «Севильей» в ноябре.

…В Братиславе, сразу после финального свистка, тренер фактических победителей Душан Галис подошел к скамейке побежденных. Телекамеры взяли этот момент крупным планом. Галис что-то сказал Кержакову.

-Тренер словаков на приличном русском попросил мою майку. В тот момент мне было ни до чего и ни до кого… Но игра закончилась, и когда к тебе обращается человек – пусть даже тренер команды, преградившей нам путь на ЧМ, — ты к нему должен отнестись по-человечески. Я пообещал, что отдам футболку, но позже: раздеваться было холодновато.

В день знакомства мы с Сашей договорились встретиться ровно через пять лет – как бы ни повернулась за это время жизнь каждого, и куда бы судьба каждого ни забросила. Чтобы оглянуться назад. Доложить друг другу об итогах пятилетки.

Было это в июле 2002-го. Следовательно, ждать осталось меньше двух лет.

Странно, но сейчас в голове гораздо больше вариантов дальнейшего развития карьеры Кержакова, чем три года назад. С одинаковой вероятностью можно прогнозировать и то, что он останется в родном «Зените», и то, что пойдет на повышение, то есть отчалит за моря. Контракт с невским клубом у него заключен до конца 2007 года, а руководители команды делают все, чтобы один из лучших нападающих России играл в Питере подольше. Недавно вот зарплату прибавили и прилично.

Однако футболиста, накопившего за неполные 23 года 88 голов «высшей» пробы», не могли не взять на карандаш зарубежные селекционеры. Кержаковым интересуются в Англии, Германии, Франции, Испании…

Но нужно смотреть правде в глаза: сегодня лишь очень немногие клубы Европы потянут деньжищи, за которые «Зенит» согласился бы расстаться со своим № 11 (или со своим № 1). А не так давно теперь уже бывший босс сине-бело-голубых Давид Трактовенко говорил игроку честно и прямо: «Ты не продаешься!»

Третий вариант с условным липецким «Металлургом» отметаем: в том, что касается футбола, Кержаков оптимист, а TF с ним солидарен.

-Мне хотелось бы видеть себя через два года в солидном европейском клубе. А как получится – одному Богу известно.

Что ж, чем интереснее.

Дина Юрьева, Total Football

Источник: https://prostoprosport.ru/
Поделиться: 
Комментарии (2)
  • Вадим Жолобов
    23.04.20 10:27
    Шутка дня ))) есть ворота для кержакова.это первый мазила из Российского футбола. И он всегда говорит что он Питерский)))
  • Колян
    23.04.20 17:11
    Ну по сути дела он и есть Питерский. В 11 лет уехал, там его карьера началась. Там всего добился. Молодец!
    Зачем только на местном провинциальном сайте в заголовке всегда подчёркивать, что он из Кингисеппа? Местные итак все знают. А на оригинальном сайте статья называется: Санкт-Кержаков. Все о лучшем бомбардире в истории российского футбола
    Источник: https://prostoprosport.ru/football/article-sankt-kerzhakov-vse-o-luchshem-bombardire-v-istorii-rossijskogo-futbola/ ©ProstoProSport

Другие новости этой рубрики

Условия и стоимость размещения рекламы

Голосование

Какой из кингисеппких интернет-провайдеров, по вашему мнению, самый лучший?
  
Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Полезные сервисы и ссылки портала