Главная | Новости|Новости в городе|Место встречи: Кингисепп

Место встречи: Кингисепп

Место встречи: Кингисепп
Это интересно 627 03.06.21 11:02
Марина Цай — одна из руководителей проекта «Энергия инициатив > Наш край. Наша ответственность» — о том, как с нуля создать активное местное сообщество в районе.

В начале мая в Кингисеппском районе Ленобласти началась реализация 30 проектов — победителей конкурса «Энергия инициатив>Наш край. Наша ответственность». Все они направлены на решение локальных проблем этой территории. В Кингисеппе и Ивангороде организуют раздельный сбор пластика, на базе Кингисеппской городской библиотеки создадут Центр популяризации графической литературы, а практически уничтоженную крепость Ям визуализируют при помощи средств дополненной реальности.

Кингисеппский район Ленобласти – историческое место с большим потенциалом для развития. Эти земли всегда были на пересечении границ. Изначально они принадлежали финно-угорским племенам, какое-то время были частью Швеции. В 1384 году новгородский боярин Иван Федорович основал здесь крепость Ям. В XV-XVI веках она была крупным административно-экономическим центром Новгородского княжества.

Сейчас именно здесь, на берегу Нарвского залива, берет свое начало российский участок «Северного потока-2». Специально для этого района оператор морского газопровода – компания Nord Stream 2 AG – разработала программу экологических и социальных инициатив, а также проект «Энергия инициатив>Наш край. Наша ответственность». Фонд «Добрый город Петербург» стал партнером компании — мы отвечаем за проведение конкурса и последующее сопровождение его победителей.

Для нас важно, что над проектами работают инициативные группы активных жителей района и некоммерческих организаций: те люди, которые знают эту территорию, живут здесь и ощущают ответственность за свой край. Именно формирование активного местного сообщества стало одной из главных задач нашей программы.

Что нужно, чтобы создать сообщество
Социально ответственный бизнес
Когда крупный бизнес приходит в район, на его плечи, как правило, автоматически ложится социальная ответственность. Так было и с Nord Stream 2 AG. Компании постоянно приходилось реагировать на просьбы: то отремонтировать асфальт, то благоустроить детские площадки, то очистить территорию от мусора.

Сразу стало понятно, что нерешенных проблем в Кингисеппском районе много. Так и возникла идея организовать грантовую программу – первую в районе и ориентированную на его потребности. Но собственных ресурсов на решение всех задач одной компании, как правило, не хватает.

Оценка потребностей региона
Мы стараемся поддержать желание местных жителей сделать свой регион лучше. Для этого у нас есть «Теория изменений» (метод оценки эффективности социальных программ. — Прим. АСИ). Она помогает по шагам проследить те изменения, которые способствуют улучшению качества жизни местных жителей. Метод позволяет выявить существующие потребности, отследить динамику и наглядно показывает, каких результатов получится достичь на этой территории благодаря программе. «Теория изменений» разработана Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ».

Опытная НКО
Как часто бывает за пределами столиц, в районах, аналогичных Кингисеппскому, в принципе мало НКО, а тех, у кого есть опыт проведения долгосрочных социальных программ, почти нет. Привлечение внешней экспертной некоммерческой организации в таких случаях просто необходимо. Мы (фонд «Добрый город Петербург». — Прим. АСИ) разработали программу и с сентября 2020 года запустили первый конкурс.

Как работать с местными жителями
Мы почти не ограничивали инициативные группы в идеях: оказалось, что у многих идеи лежали долгие годы в столе. Мы выясняли, что мешало их воплотить, искали пути решения.

Для участия в программе местным жителям необходима экспертная помощь. Во время приема заявок на конкурс мы проводили тренинги и вебинары, разбирали основы социального проектирования. Но старались сделать так, чтобы команды могли сами пройти этот путь – от заявки до результата, помогать, но не делать за них, чтобы в конце концов они смогли гордиться своими местными достопримечательностями, экосистемой, своей школой, порой единственной в поселке.

Важно искать людей, у которых есть мотивация придумывать новые форматы, чтобы молодежь не заскучала.

В поселках и деревнях, вопреки стереотипам, есть активисты, но они часто разобщены, между ними нет единых информационных каналов. И именно НКО становится связующим звеном, общим информационным полем.

Если проект на практике становился слишком сложным для команды, мы вместе искали более простые решения.

А если у группы было мало опыта, мы знакомили их с другими движениями. Так удалось объединить организацию «Мусора.Больше.Нет» с местными экоактивистами и поддержать их совместный проект «Крышечки доброты».

Во многих сельских поселениях нет хорошей интернет-связи, а наши инициативные группы – люди разного возраста. Часть из них не могла, например, самостоятельно заполнить анкеты на компьютере, распечатать формы заявок.

Создателям проектов стоит тратить силы на то, чтобы познакомить между собой активных жителей района, проводить мероприятия таким образом, чтобы у них была возможность пообщаться. Это дает мощный потенциал для кооперации. Тогда люди увидят друг друга и найдут точки соприкосновения.

А еще все время действия проекта мы рассказываем на своих ресурсах об инициативах.

Чужой пример вдохновляет, активных людей в сообществе становится все больше, приходит понимание, что социальное проектирование – это модно, это тренд, это развивает общество.

Как НКО взаимодействовать с социально ответственными компаниями
Сам тренд на корпоративную социальную ответственность в нашей стране пока только развивается. Наш опыт показывает, что в любых отношениях, в том числе с бизнесом, важно учитывать интересы всех сторон.

На первом месте должно стоять понимание потребностей друг друга
НКО важно видеть не только собственные мотивы для реализации проекта, но и те, что могут возникнуть у бизнеса.

Если компания производит игрушки для детей, то ожидаемо, что она охотнее будет жертвовать средства фонду, который поддерживает семьи или детей, чем тем, кто работает со старшим поколением. Именно PR часто становится основным мотивом для взаимодействия с НКО. Бизнесу важно вызывать доверие на рынке и у потребителей, а еще расширять свою целевую аудиторию. В конечном итоге это положительно влияет и на маркетинг, и на прибыль компании в долгосрочной перспективе. Все больше компаний понимают, что расходы на благотворительность – это социальные инвестиции.

Важно заранее позаботиться о каналах продвижения и PR-стратегии в целом, наглядно показывать компаниям, чем с этой точки зрения для них будет полезен проект
Бизнес предпочитает работать с известными и узнаваемыми фондами, которые вызывают доверие у большого количества людей. А сами проекты должны быть осязаемыми, долгосрочными и измеримыми. У компании должны быть гарантии, что финансирование принесет плоды, будет потрачено эффективно.

Определиться с формой взаимодействия
Механизмов взаимодействия бизнеса и НКО сегодня множество: от спонсорства до комбрендинга и грантовых конкурсов. Выстроить крепкие партнерские отношения с компаниями нашему фонду помогает в том числе понимание того, в какой форме бизнес готов с нами сотрудничать. Кому-то достаточно выделить разовое пожертвование, а таким компаниям, как Nord Stream 2 AG, например, интересно развивать долгосрочные программы сотрудничества, включаться в процесс на уровне не только руководства, но и сотрудников. В каждой ситуации должны быть разные подходы, концепции программы и функции участников. В случае с программой «Энергия инициатив > Наш край. Наша ответственность», например, между фондом и Nord Stream 2 AG сложились партнерские взаимоотношения.

Учитывать тренды времени
Мы начали реализовать нашу программу как раз во время пандемии, тем не менее все поставленные задачи были выполнены. Для этого нужно было планировать что-либо не только на годы вперед, но и на ближайшие месяцы, проявить гибкость, чувствовать актуальные тенденции: не бояться проводить вебинары для жителей удаленных, сельских территорий; создавать безопасные условия на офлайн-мероприятиях, активно использовать фиджитал, гибридные форматы работы.

На мой взгляд, именно НКО в первую очередь должны предложить своим бизнес-партнерам новые решения и способы взаимодействия. А нам еще при этом важно было учитывать местные реалии и актуальный запрос жителей, ведь мы работаем в том числе на удаленных, сельских территориях.

Объединяя ресурсы
Я вижу, как благотворительность приобретает новые формы и стили работы. Кроме того, представители разных секторов понимают, что партнерство позволяет консолидировать силы и ресурсы в кризисной обстановке.

В этом смысле наша программа опередила главный тренд времени – консолидацию. Для развития одной территории мы объединили сразу все секторы: некоммерческий, бизнес, государственные организации и самих жителей Кингисеппского района.

Используя «теорию изменений» мы поняли, каких результатов хотели бы добиться на этой территории, спланировали шаги на ближайшие пять лет.

Одной цели нам уже удалось достичь. Программа позволила найти и собрать вместе большое количество активных людей, которые раньше не знали друг о друге и не представляли, что могут своими силами менять окружающую их среду.

Источник: https://www.asi.org.ru
Поделиться: 
Комментарии (0)

Другие новости этой рубрики

Условия и стоимость размещения рекламы

Голосование

Какой из кингисеппких интернет-провайдеров, по вашему мнению, самый лучший?
  
Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Полезные сервисы и ссылки портала