Главная | Новости|Новости за городом|На легендарном Лужском рубеже

На легендарном Лужском рубеже

На легендарном Лужском рубеже
Поисковый отряд «Форпост» третий десяток лет работает в Кингисеппском районе, где в годы Великой Отечественной войны шли жестокие бои.

В городе Кингисеппе Ленинградской области вот уже более двух десятилетий функционирует поисковый отряд «Форпост». Командир отряда с момента его создания 10 ноября 1999 года – Виктор Костюкович. Численность отряда – около 25 человек. За годы существования «Форпоста» через него прошли десятки кингисеппцев.

Далеко от родных мест поисковикам «Форпоста» ездить не приходится. События Великой Оте­чественной войны – героические и драматические – развёртывались непосредственно в их родных краях летом 1941-го и зимой 1944-го.
Вот что известно из многотомной «Истории Второй мировой войны» о боях, происходивших здесь в первый месяц Великой Отечественной: наступление на Ленинград в середине июля вела немецкая 4-я танковая группа. Её левофланговый 41-й моторизованный корпус наносил удар по кратчайшему направлению – через Лугу. На подходе к Лужской линии они встретили упорное сопротивление советских войск. Дивизии 41-го корпуса, не сумев отбросить передовые части Лужской оперативной группы, повернули на северо-запад, рассчитывая прорваться к Ленинграду через Кингисепп. Но и здесь попытки врага преодолеть Лужскую линию обороны закончились неудачей.
Сухое описание научного издания, но как же оно не похоже на ту искажённую информацию о событиях 1941 года, которую дают современному читателю и зрителю любители разного рода «исторических версий»! Мол, все либо бежали, либо сдавались в плен…
А вот описание из книги А.В. Бурова «Блокада день за днём», подробного дневника Ленинградской блокады:
«14 июля, понедельник. Поистине тяжёлый понедельник… 14 июля в 20 километрах от Кингисеппа, на стыке 191-й стрелковой дивизии и Ленинградского пехотного училища, врагу удалось вклиниться в нашу оборону и захватить мост у села Ивановского. Стремясь расширить плацдарм на правом берегу реки Луги, гитлеровцы двинулись на север и захватили Среднее Село. В 16 часов в свой первый бой вступил здесь электросиловский полк 2-й дивизии народного ополчения, только этим утром выгрузившийся на станции Веймарн. Несколькими контратаками ополченцы выбили врага из Среднего Села…»
Прервём цитату для необходимых пояснений. Электросиловский полк — это войсковая часть, сформированная из рабочих и инженеров ленинградского производственного электромашиностроительного объединения «Электросила». Это были представители легендарного питерского пролетариата – дрались они, как можно понять по вышесказанному, отчаянно и стояли насмерть. Ведь гитлеровцев задержали на Лужском рубеже на целый месяц, и за этот месяц 2-я дивизия народного ополчения Московского района – со всеми прибывшими пополнениями – полегла здесь почти полностью.
Возвращаемся к событиям 14 июля: «Тяжёлый бой вело Ленинградское Краснознамённое училище им. С.М. Кирова. Под прикрытием танков передовой отряд врага пытался с ходу выйти на северный берег реки Луги, но курсанты взорвали мост. Гитлеровцы пытались форсировать реку вброд по мелководью, но, неся потери, несколько раз откатывались назад. Позиции курсантов подвергались сильному артиллерийскому обстрелу…»
И вот так – почти целый месяц. Красноармейцы и краснофлотцы, курсанты нескольких военных училищ, ополченцы и просто местные жители останавливали и перемалывали здесь части немецких войск, а в небе над Лужским рубежом отважно дрались с асами люфтваффе наши «сталинские соколы».
И, кстати, 8 августа – то есть пока ещё здесь шли бои, – авиация Балтийского флота, базировавшаяся на островах Моонзундского архипелага, менее чем в 400 километрах от Кингисеппа, начала бомбардировки Берлина. Планы гитлеровского блицкрига были сорваны в первый же месяц войны.
…Бойцы «Форпоста» ведут поисковую работу в тех местах, и дел там, к сожалению, ещё очень и очень много. Вот и в этом году за время Вахты памяти подняты останки 25 человек – фактически, взвод; обнаружено несколько смертных медальонов, но пенальчики, пролежавшие в земле восемьдесят лет, будут открыты и исследованы позже – в идеальных, скажем так, условиях. Возможно, как было уже не раз, придётся обращаться за помощью к экспертам.

Останки воинов, найденных в Кингисеппском районе на Вахте памяти, торжественно предают земле на воинском кладбище у деревни Мануйлово


– Наш лагерь расположен на том месте, где были тылы немецкого соединения, – вводит нас в обстановку командир отряда Виктор Костюкевич. – «Железа» в земле много, но в основном бытовой мусор. А мы ходим работать туда, где сражался полк народного ополчения, сформированный на ленинградском заводе «Красный треугольник». Полк этот погиб почти полностью…
Виктор впервые прикоснулся к поиску в далёком 1981 году, четвероклассником, когда «браконьерствовал» на самой окраине Кингисеппа, отыскивая на местах былых боёв патроны. По счастью, найденные взрывоопасные предметы ребята в костёр не кидали (хотя кто сейчас в том признается?), а сделали свой собственный «музейчик», в котором тайно хранили поднятые из земли реликвии. Но потом вдруг возле уцелевшего дота они нашли останки красноармейца, и после этого ребячьи «шалости» прекратились как-то сами собой…
После окончания школы была служба в Группе советских войск в Германии, в танковых частях, где Костюкевич дослужился до сержантского звания и должности старшего механика-водителя взвода, а отслужив, пришёл в милицию. Сейчас он – старший прапорщик во вневедомственной охране.
К поиску же он обратился в 1999 году, создав отряд «Ямбург-99». Сразу поясню: пусть никого не смущает иностранное название. Так с 1703 года назывался населённый пункт, в 1922 году переименованный в честь эстонского революционера – до Эстонии всего 25 км! – Виктора Кингисеппа. Вскоре отряд переименовали в «Форпост», а Виктор Викторович, или дядя Витя, с годами превратился в авторитетного поискового командира.
В подтверждение тому скажем, что в отряде под его командой работают и действующие офицеры – до майора включительно – различных силовых структур. Но и молодёжи здесь уделяется немалое внимание: так, незадолго до нашего приезда в лагере несколько дней провела группа юнармейцев из Кингисеппа. Ребята поработали на раскопках и, что очень важно, как «Отче наш» заучили правила обращения с найденными оружием и взрывоопасными предметами.
Это неудивительно, ибо одно дело, когда учительница говорит тебе в классе о чём-то абстрактном, а совсем другое – видеть у своих ног «ржавую смерть» и слушать инструктаж человека, который многие сотни раз встречался со всей этой дрянью, десятилетиями пролежавшей в земле. Отметим, что за два десятилетия существования отряда в нём не было ни одного подрыва.
Юнармейцы уехали, но в отряде наравне со всеми работает второклассник Ярослав Баклан, которого никак не назовёшь юным поисковиком. Ведь в свои восемь лет Ярик не раз выезжал на Вахту памяти, на его счету немалое число поднятых советских воинов, в том числе и «именные», то есть те, чьи данные удалось установить. Конечно, мальчик выезжает не один, а с родителями, целой поисковой семьёй, с мамой – Викторией и с папой. Папа его, Иван, офицер запаса, в своё время окончил Санкт-Петербургское суворовское военное училище. Из армии ушёл в ходе «оргштатных мероприятий», о чём жалеет, хотя давно уже нашёл, скажем так, хорошее место в жизни.
Вообще отряд этот такой, семейный – поисковики давно знают друг друга, сроднились за годы работы, а потому и успехи налицо. Впрочем, тут сказывается ещё и определённая помощь местной администрации, и внимание военкомата: поисковое движение Кингисеппского района старший прапорщик Костюкевич возглавил по предложению местных властей.
Под его началом собрались действительно подвижники, люди, одержимые благородной идеей. Вот что говорил Виктор Викторович журналисту Кингисеппской городской газеты «Восточный берег» Юрию Польскому: «В отпуск на Канары или куда там поближе в тёплые края никто не ездит. Дважды в год берут на своих предприятиях по две недели в самое невыгодное для отдыха время, чтобы участвовать в очередной Вахте памяти…
Помнится, в военном училище, когда в зимнее время мы стояли на каком-нибудь затянувшемся построении в одних п/ш (полушерстяном обмундировании, – поясню для современной армейской молодёжи), где-то в глубине строя раздавалась фраза: «Не май месяц!» – так сказать, напоминание командиру. Так вот, в лагерь «Форпоста» мы приехали именно в мае, в первую его неделю. Но ехали по Псковской области, видя лежащий по обеим сторонам дороги снег. В лесу под Кингисеппом снега почти не было – лишь маленькие сугробики, которые ребята поутру скинули с натянутых тентов, но этот чистый белый снег так и не растаял на траве до самого вечера.
Впрочем, поисковики работают в любую погоду: в мороз и зной, в дождь и снег. Работают не для того, чтобы отчитаться и наговорить красивых слов на торжественно-траурных мероприятиях, – работают потому, что не могут по-иному, потому что не даёт им покоя совесть, потому что живёт в душах память о тех незнакомых им людях, которые отдали свою жизнь за честь и независимость нашей Родины, не нашедших волею судьбы последнего пристанища.
Останки воинов, найденных в Кингисеппском районе на Вахте памяти, торжественно предают земле на воинском кладбище у деревни Мануйлово, где начали хоронить павших ещё в 1944-м, после изгнания гитлеровцев. В День Победы здесь собираются не только поисковики, местные жители, немногие старики-ветераны, но и родственники бойцов, с которыми удалось связаться ребятам из «Форпоста». Зачастую они приезжают за сотни и тысячи километров, чтобы поклониться своим дедам и прадедам, возвращённым из небытия.
Для поисковиков считается самым лучшим результатом, когда удаётся не только «поднять» бойца, установить его имя, но и отыскать его родственников.


«За 20 лет поисковики отряда обнаружили и извлекли из временных захоронений военных лет останки 721 солдата и торжественно предали их земле на воинских мемориалах. Установлены имена 156 бойцов. Обследованы места падения 53 советских самолётов, выяснены обстоятельства гибели 41 экипажа. Обнаружены и переданы сапёрам для обезвреживания тысячи взрывоопасных предметов».
Из книги Юрия Польского «Возвращение», 2020 г.

***

Опытные поисковики подтвердят: на Вахте памяти чего только ни случается. Можно вдруг увидеть солдата Великой Отечественной, который появится из леса и исчезнет без следа; может присниться завтрашняя находка: рассказывали питерские поисковики, как одному из них снилось, что он пытается ускакать от гитлеровцев на коне, а на следующий день он раскопал останки кавалериста; девушка, приехавшая на раскопки из дальних краёв, нашла смертный медальон солдата, ушедшего на войну не просто из её родного села – из соседнего дома…
Всё же того, что произошло на этой вахте, в отряде «Форпост» не было никогда. По поручению руководства Союза писателей России мы – выездная бригада газеты «Красная звезда» – прямо в лесу, в лагере, вручили членский билет СП писателю Юрию Польскому, недавно принятому в союз.
Несколько лет тому назад наша газета рассказала о первой книге кингисеппского журналиста «300 солнечных дней в году» – очень интересных «солдатских мемуарах», повествующих о службе автора в батальоне связи в городе Улан-Удэ, где он прошёл славный путь от рядового до старшего сержанта, заместителя командира взвода. С тех пор было издано ещё несколько его книг, а в прошлом году в Санкт-Петербурге вышла книга «Возвращение. К 20-летию поискового отряда «Форпост», рассказывающая о делах и людях этого славного поискового объединения. Вот потому-то и решено было вручить Юрию Польскому писательский билет по-боевому – на позициях поискового отряда.

Великие Луки – Кингисепп – с. Ивановское

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда»
Поделиться: 
Комментарии (0)

Другие новости этой рубрики

Условия и стоимость размещения рекламы

Голосование

Какой из кингисеппких интернет-провайдеров, по вашему мнению, самый лучший?
  
Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Полезные сервисы и ссылки портала