Главная | Новости|Новости за городом|Станислав Борисович Марийченко. Интервью с ветераном из Кингисеппа

Станислав Борисович Марийченко. Интервью с ветераном из Кингисеппа

Станислав Борисович Марийченко. Интервью с ветераном из Кингисеппа
Общество 1 1020 20.02.23
Хозяин «летающего танка»
15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов

Идут годы, но эхо Афганской войны продолжает отзываться в сердцах людей целого поколения. Бывших офицеров, как известно, не бывает. Майор авиации, заместитель председателя правления общественной организации ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и других локальных войн Станислав Борисович Марийченко, рассказал газете «Время» о службе в Афганистане и о своих занятиях на «гражданке».

Командир советских «орлят»

Будущий офицер родился и вырос в Ташкенте. Еще в школе увлекался военными играми - в СССР проводили «Зарницу» для малышей, игру «Орленок» - для старшеклассников. Станислав был командиром своей команды, он с детства мечтал стать военным. По окончании школы с друзьями попытался поступить в Ташкентское высшее общевойсковое командное училище. Но попытка оказалась неудачной, так как в тот год в потоке абитуриентов было много детей высокого начальства. «После этого некоторые друзья ушли в армию, а я устроился на авиазавод, Ташкентское производственное объединение имени Чкалова, где выпускали ИЛ-76. В моей семье многие там работали. Я попал, что называется, в хорошие руки, в бригаду профессионалов «старой школы» из Москвы. Они научили многому и в жизни, и в работе. Мне понравилась техническая работа, начал работать гидравлистом – и мечта поступить в общевойсковое училище ушла на второй план. В 18 лет я поехал учиться на инженера-механика в Харьков - завод обеспечил комсомольской путевкой. Оттуда ушел в армию, на «летающую должность», - вспоминает Станислав Борисович.

На земле и в небе

«Перед отправкой в Афганистан я был старшим лейтенантом на должности бортового техника вертолета Ми-24, который из-за мощной брони и вооружения называли «летающим танком». После Монголии, где служил пять лет, в 1986 году я переехал на Украину в город Броды Львовской области, в вертолетный полк. Сначала продолжалась обычная служба: полеты и тренировки. После того, как в Бердичеве сформировали эскадрилью, перешел туда. В 1987 году эскадрилья, созданная в Бердичеве, вошла в состав полка в Кандагаре», - рассказывает офицер.

В Афганистане на земле старлей Марийченко обслуживал боевой вертолет, в воздухе – контролировал работу приборов при выполнении боевых задач. На военном слэнге той поры бортовых техников уважительно называли «хозяева». Во время вылетов доводилось работать и за пулеметом. «У вертолета есть «четыре глаза»: это передняя кабина с летчиком-оператором, командиром экипажа, а еще два глаза – бортмеханика в полуоткрытой грузовой кабине, где часто ставили пулеметы ПКТ (танковый пулемет Калашникова калибра 7,62 мм). С боеприпасами проблем не было», - рассказывает Станислав Борисович.

Советские летчики придумали, как сбрасывать на врага с вертолетов гранаты Ф-1, которые обычно взрывались до подлета к земле. Чтобы избежать преждевременного подрыва, боеприпас просто-напросто вкладывали в стаканчик, стенки которого сдерживали чеку, пока граната летела к земле.

Летать над Афганистаном было опасно, случалось, что моджахеды сбивали авиатехнику с замаскированных позиций на земле. «Первые две недели службы было не по себе, - признается майор, - а потом втягиваешься в военную работу и уже не думаешь об опасности. Ты выполняешь свое дело, без которого уже не можешь жить. Сам распорядок дня был непривычным и интересным: мы вставали в 4 утра, пока было прохладно. После завтрака выезжали на аэродром из военного городка, основные задачи старались выполнять до 12 дня. Потом уезжали в гарнизон, и до 16 часов из жилых модулей выходить лучше не стоило – стояла жара за пятьдесят градусов».

Надёжное прикрытие

Борт под присмотром Станислава Борисовича не сбили ни разу, хоть и бывало, что обстреливали из стрелкового оружия. «Однажды мы были на боевом дежурстве, охраняя военный самолет, возвращавшийся на аэродром. Наш Ми-24 с еще одной «вертушкой» взлетели, чтобы обеспечить его безопасную посадку. Как раз тогда появился термин «афганская посадка» - самолеты садились с большой высоты по спиральной траектории. Это нужно было, чтобы минимизировать площадь полета над вражеской территорией. Я увидел с земли, что мой вертолет после взлета странно движется. Когда машина села, оказалось, что разлетелись лопатки двигателя, вся грузовая кабина была продырявлена осколками. Двигатели в тех условиях работали на износ из-за высокой жары, разряженности воздуха, пыли», - поделился офицер.

Вертолет Ми-24 в составе боевых звеньев охранял не только самолеты, но и колонны техники, идущей по земле. «Летающие танки» сопровождали также вертолеты Ми-8 с десантом или необходимым грузом боеприпасов. Как правило, за парой Ми-8 следовала парочка наших Ми-24, оберегая от возможных атак как во время движения, так и во время разгрузки. Вылетали знаменитые «вертушки» и для прикрытия своих во время боев, завязывавшихся на земле.

Ушли без провокаций

Станислав Борисович прослужил в Афганистане до 1988 года, именно тогда начался вывод советских войск. «Кандагар считался самой дальней точкой базирования советских войск, мы оттуда снялись полком. В последние две ночи пришлось ночевать на аэродроме, так как наземные войска из гарнизона уходили колонной, а летные части – по воздуху. Ушли спокойно, без провокаций. Но в последний год пребывания наших войск в Афгане нам доставалось от «духов» на земле. Они уже догадывались о скором уходе советских военных и усилили нападения на гарнизоны. Тактика нападений у врага была коварной: после того, как по дороге у минного поля вокруг Кандагарского аэродрома проходила колонна нашей техники, поднимая целые облака пыли, мощные машины иранского производства «Семург» с минометами моджахедов, пользуясь этими облаками как прикрытием, устраивали обстрел части прямо на ходу. Такие автомобили использовали много топливных баков, поэтому были способны выезжать на дальние расстояния и доставляли нам немало хлопот», - рассказывает Станислав Борисович.

После окончания войны в Афганистане он вернулся на малую родину. Служил в полку в городе Чирчик в Узбекистане, уволился в запас в 1999 году в звании майора. Затем со временем переехал с семьей в Кингисепп. Супруга устроилась работать на предприятие «Фосфорит», Станислав Борисович вступил в общественную организацию ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и других локальных войн, потом стал заместителем председателя организации. Затем он вместе с ветераном боевых действий в Чечне Александром Поповым принял эстафету по занятиям с молодежью в военно-патриотическом клубе «Армеец», преподавал начальную военную подготовку. Двое ребят из клуба сегодня героически сражаются на рубежах СВО.

«Я на СВО пошел бы и сам, но мне сказали, что по моей специальности людей хватает, да и возраст уже за 60 лет. На Украине сегодня – фашизм, а фашизм надо уничтожать, до конца. Нельзя ждать, когда они сюда придут. Мы – воспитанники СССР и знаем, что такое фашисты по личным рассказам советских ветеранов Великой Отечественной войны. Офицеров бывших не бывает, поэтому, если понадоблюсь в войсках, то в стороне, конечно, не останусь», - сказал Станислав Борисович.

Сегодня среди его хобби - рисование и столярное искусство, творческая энергия воплощается в мастерской для работ по дереву: сделанные там столы и стулья выглядят целыми художественными произведениями. В доме Станислава Борисовича на почетном месте стоит большая модель родного вертолета Ми-24, про каждую деталь которой он может рассказывать часами, потому что любовь к своему делу - это навсегда47

Александр Кудрявцев, газета "Время"

Фото из личного архива С.Б. Марийченко

ВРЕЗКА!!!

Афганская война - военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА), в котором принимал участие ограниченный контингент советских войск. Боестолкновения происходили между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов.

Моджахедов поддерживал НАТО, в основном, США, активно вооружавшие врагов афганского режима.

Согласно последним данным, потери Советской армии составили 14 тысяч 427 человек, КГБ – 576 человек, МВД – 28 человек. Раненых и контуженных за время боевых действий было 53 тысячи человек.

После вывода советских войск боевые действия не только не прекратились, но даже усилились. Режим нового президента ДРА М. Наджибуллы без поддержки советских войск был свергнут командирами исламских радикальных группировок.







Поделиться: 
Комментарии (1)
  • Юс
    20.02.23 08:59
    Дядя, ты нарисовался в вертолете в другой стране. После этого там почему-то померло много народу. Лучше жить не стало. Может фашист это ты? Или мясной баран. Все что мы сейчас в прямом эфире наблюдаем.

Другие новости этой рубрики

Условия и стоимость размещения рекламы

Голосование

Какой из кингисеппких интернет-провайдеров, по вашему мнению, самый лучший?
  
Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Полезные сервисы и ссылки портала