Главная | Новости|Новости в городе|Гордость земли Кингисеппской: Вячеслав Скобелкин. Полвека с «Фосфоритом» (Фото)

Гордость земли Кингисеппской: Вячеслав Скобелкин. Полвека с «Фосфоритом» (Фото)

Гордость земли Кингисеппской: Вячеслав Скобелкин. Полвека с «Фосфоритом» (Фото)
Общество 612 24.02.23 08:18
Вячеслав Скобелкин. Полвека с «Фосфоритом»

Почетный гражданин Кингисеппа, ветеран «Фосфорита» Вячеслав Михайлович Скобелкин за годы своей трудовой деятельности награждался Роскомхимнефтепромом и Правительством Ленинградской области, портрет его заносился на Доску Почета предприятия и города, многократно поощрялся грамотами и благодарностями предприятия, имеет орден «Знак Почёта». Сегодня мы рассказываем, как шло его становление в профессии, и какими принципами он руководствуется в жизни.

Истоки

Вячеслав родился в 1949 году в глухой вятской деревне Скобелкины (Кировская область).

- Мой двоюродный брат «раскопал» всю нашу родословную, первое упоминание деревни и нашей фамилии относится к 1692 году. Деревню основали три брата Скобелкины в 1712 году (составлено генеалогическое древо семьи, где уже обозначены 16 поколений). К сожалению, при жизни наших родителей мы мало интересуемся историей семьи, и это очень плохо, - говорит Вячеслав Скобелкин. - В памяти лишь обрывки взрослых разговоров и воспоминаний. Мой совет молодежи: спрашивайте у своих родителей о том, как они жили, интересуйтесь, задавайте вопросы, иначе информация о семье может безвозвратно пропасть. Я и детям своим, и внукам пытаюсь донести эту мысль.

Деревня Скобелкины в 60-е годы насчитывала до 35 дворов. Школы не было.

Отец Михаил Семенович Скобелкин (1918 г.р.) был призван в армию в 1935 году и служил все три войны – Финскую, Великую Отечественную и Японскую. Он был в действующей армии до 1947 года, но при этом не участвовал в боевых действиях. Служил на Дальнем Востоке, их часть стояла напротив квантунской японской армии, сдерживала ее натиск. Отец подавал шесть рапортов с просьбой отправить его на фронт, не отпускали. Когда начались боевые действия в Японии, их не бросили на линию соприкосновения, они шли вторым эшелоном, а первым шли эшелоны с запада с техникой. У отца - медаль «За победу над Японией».

- Мама работала в колхозе дояркой, продолжает свой рассказ Вячеслав Михайлович. – Есть младшая сестра, у нас два года разницы. Родители мои были трудяги, держали свое хозяйство. Напротив нашего дома жил мой дед, у него была пасека, я был у него правой рукой все 15 лет, что жил в деревне. Помогал ему ухаживать за ульями и пчелами, качать мед. Послевоенное детство было непростым. Помню проблемы с хлебом, мы заказывали металлические формы, и мама сама пекла хлеб в русской печи.

В школу первые четыре класса Вячеслав с другими ребятами ходили за 3 км в деревню Кострово каждый день в любую погоду. Эта начальная бревенчатая школа до сих пор стоит, покосилась только, в этом убедились Скобелкины, когда ездили по родным местам. С 5 по 8 класс Вячеслав учился в районном центре Юрья, это 15 км от деревни. Ни транспорта, ни дорог, как таковых, не было, дети добирались сами, как могли: на велосипедах, пешком, иногда отец возил на санях. После 7 класса (это был 1963 год) к Скобелкиным в гости приехал мамин брат Николай с семьей, он – военный авиационный инженер.

- В разговоре дядя поинтересовался, кем я себя вижу в будущем, в то время я еще и не задумывался. Он мне сказал, что сейчас очень перспективное направление – вычислительная техника, и в Свердловске недавно открылся техникум. Гости были всего несколько дней, но разговор этот запал в душу. Я начал читать книжки по этой тематике, и в 8 классе уже загорелся ехать учиться дальше. Таким ненавязчивым образом дядя Коля сыграл исключительную роль в выборе моей дальнейшей специальности, определив мою судьбу. Позже я его поблагодарил за это, - вспоминает В. Скобелкин.

После школьных экзаменов он отправился в Свердловск, где жила мамина сестра. Надо сказать, что за годы деревенской жизни юноша только однажды проездом был с родителями в областном центре, в Кирове. И вот впервые поехал один в цивилизацию с чемоданом и трехлитровым бидоном меда. Вышел на вокзале и забыл, на чем добираться до техникума, то ли на трамвае, то ли на троллейбусе. Люди на остановке подсказали.

Техникум

Свердловский техникум железнодорожного транспорта готовил специалистов по эксплуатации и ремонту счетных и счетно-аналитических машин, которые были востребованы и активно использовались в ж/д отрасли. Экзамены Вячеслав сдал не блестяще, но тем не менее, поступил и отучился четыре года.

- Техникум прекрасный, всеми базовыми ключевыми знаниями, которыми я владею, я обязан именно техникуму. Причем, не только по вычислительной технике, которую мы разбирали до самого основания, нас еще обучили токарному и сварочному делу, электроремонтным работам, - отмечает наш собеседник. - Техническая подготовка была на высшем уровне, спасибо преподавателям и руководству учебного заведения! Воспоминания о времени обучения у выпускников остались самые хорошие.

В техникуме Вячеслав нашел себе спутницу жизни, жена Лидия училась той же специальности, только диплом получила на год позже. Пять лет назад они с женой посетили Свердловский техникум, он и сейчас существует. Даже нашли свою фотографию в музее техникума с выступления в художественной самодеятельности.

Начало трудового пути

Техникум Скобелкин закончил хорошо, и его направили на завод Уралэлектротяжмаш, где он начал работать. В 19 лет женился, Лидии было 18, у них родилась первая дочка. Но с жильем была проблема. Поэтому через год, когда Лида с отличием закончила техникум, они переехали по месту ее направления - в город Нижняя Салда. Им почти сразу дали однокомнатную квартиру. Супруги работали киповцами в лаборатории вычислительной техники филиала НИИТП (научно-исследовательский институт тепловых процессов) в 30 км от Нижней Салды, их каждый день возили на автобусе. Там была производственная база, которая работала на Космос, занималась разработкой и выпуском реактивных движков, и там же была испытательная база, где испытывали эти небольшие двигатели, которые использовались для ориентации космической орбиты.

- Мы в лаборатории обрабатывали данные, Лида занималась программированием, а я техническим обслуживанием. Работая там, мы нашли в Кирове филиал Московского института по вычислительной технике (Всесоюзный заочный институт инженеров транспорта), поступили, и два раза в год ездили на сессии, - повествует Вячеслав Михайлович. - Преподавательский состав был сильный, спрашивали с нас строго, буквально по всем предметам. В самом филиале были аудитории, а техническую базу нам привозили в железнодорожных вагонах, которые были оборудованы под лаборатории. Это все организовывало министерство путей сообщения для подготовки кадров.

Старт карьеры на «Фосфорите»

Через три с половиной года Скобелкиным захотелось выбраться из изолированного мира куда-нибудь в центр цивилизации. Их знакомые первыми уехали в Кингисепп на завод «Фосфорит», и за ними потянулись другие сотрудники. Тогда, в начале 70-х, из Салды приехали в Кингисепп более десятка семей.

- Я приезжал на разведку, все осмотрел, встретился с руководством «Фосфорита», мне сделали вызов, устроили в КИП электромехаником диспетчерской ЭВМ. КИП тогда располагался в цехе ЦНИОПС, - делится воспоминаниями Вячеслав Михайлович. - Через полгода нам дали жилье, и я перевез семью в Кингисепп, жена устроилась на «Фосфорит» и стала первым программистом на заводе. Запомнился мой первый рабочий день. Во-первых, я был шокирован резкой сменой обстановки. Асфальта на заводе еще не было, нам выдали сапоги (в Салде мы работали в идеальной чистоте, в белых халатах и тапочках). Во-вторых, нашу группу офисных специалистов в составе восьми ребят собрали и объявили, что сегодня мы должны выйти в ночную смену разгружать колчедан. Велели ехать домой, и на работу одеться по максимуму тепло. Стоял холодный ноябрь 1973 года, мороз 20 градусов, полувагоны с колчеданом пригоняли в первый сернокислотный цех, во время пути колчедан замерзал, каменел, приходилось использовать отбойные молотки и лопаты, чтобы его разбить, а затем выгрузить из вагонов. И так несколько ночей. Вот такую закалку пришлось пройти в начале трудового пути на «Фосфорите».

Работая на заводе, Скобелкины продолжали учиться в институте, потом перевелись в Москву, и заканчивали уже в головном вузе. Карьерный рост на «Фосфорите» у героя нашего материала был стремительный. Наряду с цехом КИП начинала создаваться служба главного прибориста, на заводе стали заниматься подготовкой к автоматизации системы управления технологическим процессом. Он работал электромехаником, старшим инженером, а когда решили создавать машиносчетную станцию, перешел туда, и с нуля ее создавал, набирал людей, выписывал технику. С начала 1977 года МС была официально запущена. Работали на ней 47 человек. Вячеслав Михайлович был на первых порах и механиком, и проектировщиком, и начальником. Костяк коллектива состоял из опытных специалистов из Казахстана, многие из которых откликнулись на объявление, которое удалось разместить в популярной в те годы Литературной газете. Коллектив собрался очень профессиональный. Среди прекрасных специалистов тех лет - А.А. Назаров, Н.В. Коробов, Н.В. Малышев, Г.Е. Морозова, к сожалению, все они уже ушли из жизни.

Партийная работа

С 1979 по 1987 годы В.М. Скобелкин был на партийной работе, но, возглавляя партком, продолжал курировать свое направление по вычислительной технике, КИПу и автоматизации. «Фосфорит» развивался, партийная организация росла, тогда насчитывала более 1000 человек, на заводе был организован кабинет политпросвещения. Вячеслав Михайлович вместе с единомышленниками организовали многотиражную газету «Кингисеппский химик» и заводское радиовещание. Инициировали награждение «Фосфорита» Орденом трудового Красного Знамени в 1981 году, готовили документы и обоснования, а в 1982 году «Фосфориту» было присвоено имя 60-летия образования СССР указом Президиума Верховного Совета. Вспоминая годы партийной работы, Скобелкин отмечает, что была исключительно действенная практика партийного контроля, рассмотрения и решения вопросов. Постановления носили конкретный характер и строго контролировались. Нельзя забывать, что КПСС тогда была главной руководящей силой, и решения обязаны были выполнять все, вплоть до самых высоких руководителей. Партийная организация должна была соответствовать достижениям предприятия, и стремилась быть надежной опорой и поддержкой администрации во всех делах.

Коллектив

В 1987 году, будучи внештатным инструктором ЦК КПСС, В.М. Скобелкин перешел из парткома на хозяйственную работу. Он стал инициатором объединения в одну службу специалистов по электронно-вычислительным процессам и контрольно-измерительным приборам и почти 10 лет её возглавлял. Это осуществлялось в главке впервые. Директор «Фосфорита» тех лет Юрий Шадрин поддержал эту инициативу.

Объединенная служба автоматизации, которой руководил Скобелкин сначала в должности заместителя главного инженера по автоматизации, потом в других должностях, которые менялись в связи с реорганизацией производства, включила в себя машиносчетную станцию, отдел АСУ, цех КИПиА, общей численностью персонала около 300 человек. Это объединение помогло резко активизировать внедрение АСУТП (автоматизированные системы управления технологическим процессом) во всех цехах, компьютезировать рабочие места. Можно было маневрировать людьми, специалистами, ресурсами. Все это способствовало продвижению IT-технологий на заводе. Специалисты работали на отечественных программах, внедрили корпоративную информационную систему «Флагман», которая была удобной и понятной пользователям самых разных направлений.

Все годы информатизации «Фосфорита» коллективу приходилось все внедрять самим. Только благодаря личной инициативе удавалось продвигать работу по автоматизации, внедрению компьютеров, программного обеспечения. Очень важно было иметь единомышленников.

- Я неоднократно говорил: пользователь всегда прав. Любые вопросы пользователей нельзя игнорировать, даже если эти вопросы непрофессиональные, их нужно решать, разъяснять, - считаем Вячеслав Скобелкин. - Каждый месяц мы в коллективе подводили итоги, говорили о достижениях и недоработках, строили планы. Мы сами ставили задачи, убеждали в преимуществах внедрений, разрабатывали и помогали внедрять. Ведь сама по себе программа – это всего лишь оболочка, а начинку делали наши программисты. То есть, весь процесс разработки, внедрения и эксплуатации мы осуществляли сами. Все время шел процесс развития и расширения возможностей вычислительной техники.

Верность профессии

В этом году будет 50 лет, как Вячеслав Михайлович Скобелкин профессионально связан с «Фосфоритом». Уже не входя в штат предприятия, он активно занимается музеем вычислительной техники, который сам создал, рассказывает школьникам, как все начиналось, менялось, развивалось, делает упор на развитие отечественных технологий. Первоначально экспозиция была открыта в 1998 году накануне 35-летия завода. Экспонаты начали собирать с 1973 года. Сегодня в музее на промпалощадке «Фосфорит» размещено около 300 единиц техники, причем значительная ее часть находится в рабочем состоянии и демонстрируется посетителям. Здесь собраны «живые» образцы - от механических арифмометров и больших счетно-вычислительных машин до производственных ЭВМ, АСУТП и накопителей – хранителей информации. Вместе со стендами, фотографиями, литературой, газетными и журнальными публикациями насчитывается около 500 экспонатов. Экспозиция музея пользуется большой популярностью, как у взрослых, так и у школьников и студентов. Проект по созданию музея на «Фосфорите» стал финалистом национального проекта «Демография».

Повезло заниматься любимым делом

Когда Вячеслав Скобелкин пришел на «Фосфорит», на заводе по его профилю имелось всего 15 счётно-клавишных машин. Ему посчастливилось стоять у истоков информатизации и компьютеризации предприятия. Возглавляя эту работу в должности заместителя технического директора по ИТ, он добился лучших результатов в отрасли, что было отмечено в 2006 году международной аудиторской компанией Praycwatrhaus.

У Скобелкиных две дочери, шесть внуков, младшие пока учатся, трое старших уже самостоятельные, закончили вузы, работают. И только один внук Максим пошел по стопам дедушки с бабушкой, он программист, и старшие Скобелкины этому очень рады, они всячески способствовали развитию его интереса.

- Сейчас IT-технологии развиваются с такой скоростью, что я не могу себя назвать продвинутым пользователем современных гаджетов. Мои дети и внуки уже круче меня в этих вопросах, и это объективно, - отмечает Вячеслав Михайлович.

Он особенно благодарен супруге Лидии Васильевне, с которой они вместе уже 54 года. Она для него главная опора в жизни, как в домашних делах, так и на работе. Именно она возглавляла программистов и руководила всеми разработками и эксплуатацией корпоративной системы на предприятии.

Вячеслав Скобелкин не представляет себя вне своей профессии, считает, что ему повезло в жизни, что он выбрал эту стезю, ни разу об этом не пожалел, и всю жизнь занимался и продолжает заниматься любимым делом.



















Татьяна Ларькович
Поделиться: 
Комментарии (0)

Другие новости этой рубрики

Условия и стоимость размещения рекламы

Голосование

Какой из кингисеппких интернет-провайдеров, по вашему мнению, самый лучший?
  
Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Полезные сервисы и ссылки портала